главная

 

КОЗЛОВСКАЯ ГАЗЕТА

общественной жизни, торговли, промышленности, сельского хозяйства, коневодства и коннозаводства

______________

издаётся в г. Козлове Тамбовской губернии

 

№ 66, 15 сентября 1902 г.

 

Из козловского уезда

Закончившаяся рабочая пора породила по селам козловского уезда … кухарочный кризис. Бедные хозяйки вынуждены были сами облекаться в передники и фартуки, становиться у печей варить и жарить. Народ весь хлынул в поле: всех звало и манило оно, даровавшее народу большое утешение и радость нынешним летом. Каждая баба, состоявшая прежде в кухарках, спешила на свою полосу, а если не на свою, то на работу – к землевладельцам. За работу в здешних местах баба получала в день не менее 40 коп., а мужик с лошадью – не менее 80 коп. в день. Если кухарка получала жалованье от 3 до 5 рублей в месяц, то она, конечно, предпочитала бежать с своего места «на барщину» (в народе еще сохранилась эта фраза), где каждая женщина могла заработать от 15 до 20 рублей в месяц.

Урожай, давший народу «хлеб, деньги, скотину и корм для нее», дал ему вместе с тем возможность иметь и значительный заработок. Таким образом, одно присоединяется к другому, дело кипит, и народ воскресает духом. Нужно предполагать, что осенью весело загремят и зальются колокольцами свадебные поезда. А осень уже наступила. Утренние и вечерние зори, а также ночи, сделались свежее, холоднее, дни – короче. С сентября день имеет уже только двенадцать часов, к концу и того меньше – одиннадцать. Проса уродились великолепные. Яблоки также уродились хорошо, но местами сильно пострадали от червя: червивых много. К севу озимых было приступлено с 5 августа, после дождей, которые, согласно предсказанию Демчинского, прошли именно в указанное им число.

Кстати, notabene : некоторые деревенские наблюдатели говорят, что года, оканчивающиеся единицей (1891, 1901 и т. д.), бывают неурожайными.

Х.

_____________

 

№ 68, 22 сентября 1902 г.

Участок земли 135 десятин без построек продается в козловском уезде, в 10 верстах от станции Старое-Юрьево. Об условиях узнать лично и письменно по адресу: г. козлов, контора нотариуса Николая Васильевича Быстрова.

_________________

№ 69, 26 сентября 1902 г.

Сельские сходы

(из Козловского уезда)

Кто не бывал на сельских сходах, тот не знает всех дел, которые решаются ими, как говорится, «голосами». Про сторону же, которая берет «верх», говорят, что она «взяла»…

Какие бы ни были дела общества, все они решаются шумно до того, что человеку непривычному к подобной «гласности» трудно перенести ее. Приходит на сход член общества и объясняет сельскому старосте суть своего дела.

- Послушайте, послушайте, старики! вот вдова (такая-то) просит нас, чтоб возвратить ей земляной надел, который, как она говорит, достался её от покойного отца. А если мы-де не возвратим ей надела, то она будет на нас жаловаться земскому начальнику.

- Какой ей надел? закричат мужики, какой надел: она ведь вышла за мещанина, значит и крышка! пусть жалуется.

- Она не имеет права пользоваться наделом! шумят еще несколько голосов. Таких много найдется и всем им дай надел… а где мы-то возьмем?

- Как где? надел-то ее и сама она наша.

- Как наша? она мещанка.

- Ее отец был наш, он покупал землю вместе с нами.

- Отец, это дело другое, а она вышла замуж, значит и не наша! И пойдет спор, подымется шум.

- Ты не ори! Ты не ори! Что ты разорался? говорит один другому, стараясь перекричать его.

- Я правду говорю…

- Какую правду… Несешь Бог знает что!..

- Я вам докажу, я покажу вам, мироеды!..

- Сам ты мироед… отец твой век жил объедалой. Бог дал, печенкой подавился, чертово отродье!..

-Сам подавишься!.. Некрещеная твоя морда!.. Кричит домохозяин, наступая на своего противника, готовясь ударить его кулаком в грудь.

Отвлекаясь от настоящего вопроса, домохозяева заводят ссоры чуть не до драки, так что иной раз староста приказывает им удалиться со схода.

А есть и такие люди, которые молчат, не выражают своего мнения, но исподтишка делают то, что им нужно. Под управлением этих людей решаются все мирские дела, затеваются суды, тяжбы и пр., причем они являются поверенными для расходования отпущенных обществом сумм. Одним словом, эти люди есть не что иное, как подстрекатели, ненавистники до высшей меры.

____________

 

№ 70, 29 сентября 1902 г.

Нам пишут из Донской слободы.

Число шинков, продающих вино, всё растет и растет. В прошлом году вином торговали два-три человека, а нынче, глядя на них, торгует чуть не каждый двор.

Шинкари большею частию привлекают к себе «публику» тем, что вместе с продажей водки предоставляют свои избы для игры в карты и лото. Засиживаются до глубокой ночи. Ставки бывают маленькие, а проигрыши – изрядные. Шинкарь берет за каждую сдачу в лото по 1 копейке, но этих копеек нередко набегает свыше сотни, так что промысел шинкарством дает прямо завидные прибыли.

-Лафа «им» нынче! говорят хозяйственные мужики, глядя на житье-бытье шинкарей. Ни взыску, ни ответа нет, а деньга льется рекой…

В карты и лото «режутся» (местное выражение) молодые парни, даже такие, которые прошли через школу и хорошо грамотны. Очевидно, этой молодежи чего-то недостает в духовной ее жизни и вот, в поисках развлечений, она хватается за то, что ближе всего. А если бы театрик, народные чтения, концерты приняться ставить?..

_______________

№ 71, 3 октября 1902 г.

Наши пекаря

Как-то пишущему эти строки случайно удалось приобрести очень интересный экземпляр производства наших образцовых хлебопекарен. Этот съестной предмет – ничто иное, как крендель, или баранка, но по наружности своей он более похож на свернувшегося кольцом ежа, так как из него кругом торчали целые пучки конских волос. Такая приправа едва ли удобоварима для желудка и крайне удивительно, зачем она попадает туда, куда не следует? Ведь крендель не тюфяк, или матрац, в который волос кладется для мягкости… Впрочем, у нас если не все, то многие пекарни имеют слабость к подобного рода приправам и начинкам своих произведений, которые преподносятся потребителям в виде сюрпризов и премий. Например, в белом хлебе нередко попадается изюм с ногами (тараканы, мухи), черви – и тому подобные экземпляры из мира насекомых. В черном же, ржаном хлебе попадаются сюрпризы покрупнее; бечева, мочала, щепки, угли, кирпичи, стекла, варежки, чулки, портянки и даже мыши и крысы… Все здесь изложенное нисколько не преувеличено и не вымышлено, а взято прямо с натуры, из грустной действительности, в чем, вероятно, некоторые из читателей не раз и сами горько убеждались…

______________

С. Ново-Сеславино козловского уезда

Несколько времени назад мы писали уже, что в нашем селе задумана постройка каменного храма при деятельном участии соседнего землевладельца М.М. Любощинского, избранного в строители.

И вот 9 сентября совершилась закладка этого храма, с отдельной колокольней при нем. По плану, церковь будет массивная: 95 арш. длины, 48 – ширины; высота колокольни предположена равной длине церкви.

Закладке предшествовала литургия, исполненная благочинным о. Ястребовым с другими священниками. На литургии, а так же и на закладке присутствовало множество народа, съехавшегося из ближних и дальних мест. Немало было помещиков и купцов, сделавших посильные жертвы на доброе начинание.

Пастырское слово, произнесенное о. благочинным по поводу этой закладки, весьма назидательно оттенило энергичное и деятельное участие в задуманном предприятии такого крупного землевладельца, как М.М. Любощинского. «Вы счастливы, сказал о. Ястребов, что строителем у вас состоит он, а не кто-нибудь другой; и с помощью его, - вы можете смело быть уверены, - храм этот созиждется так же, как выстроились тысячи храмов на русской земле».

Искренно желаем, чтобы так все и случилось. При этом мы невольно вспоминаем, что в 20 верстах от нашего Сеславина, в селе Старом Юрьеве, крестьяне, начавшие постройку каменной церкви, почти столь же грандиозной, как наша, - тянули ее свыше двух десятков лет. У юрьевских крестьян были и определенные оброчные статьи, отчислявшиеся на постройку, и временные пожертвования, а между тем закончить храм удалось лишь с избранием в строители бывшего земского начальника А.И. Новикова.

…В Новом Сеславине около 500 дворов с 3500 жителей. Это село исключительно земледельческое, живущее доходами с урожаев своего чернозема.

П. Р – в.

____________

Уездные происшествия

Пожары

В 8 часов вечера 15 августа в с. Никольском Никольско-Мезинецкой волости произошел пожар, в который сгорела просорушка крестьянина Агафона Бирюкова, чем причинено убытку на 400 рублей. Сгоревшая просорушка застрахована не была.

В 12 часов дня 5 сентября в имении наследников Ольги Дмитриевны Шереметьевой, при с. Златоустове Спасской волости, произошел пожар, в который сгорело 4 омета ржаной и 1 омет овсяной соломы, 1 омет ржаной и 1 омет овсяной мякины, элеватор и соломотряс, чем причинено убытку до 6000 руб. Солома и мякина вместе с зерном в снопах была застрахована в I российском страховом от огня обществе.

В 2 часа пополудни 8 сентября в имении землевладелицы Елизаветы Владимировны Кормилициной, при д. Борисовке Николо-Мезинецкой волости, произошел пожар, в который сгорела рига с экипажами, инвентарем, упряжью, с молотильными машинами, конюшня, ледник и птичья изба, чем причинено убытку на 7000 руб. Сгоревшие постройки застрахованы в Северном страховом от огня обществе в 2100 руб. Кроме того, сгорел в том же имении, принадлежащий сыну владелицы Михаилу Александровичу Кормилицину сноповой хлеб: 800 копен ржи и 680 копен овса, чем причинено убытку на 9000 руб. Сгоревший хлеб застрахован в том же обществе в 5200 руб.

Смертные случаи

В 11 часов утра 9 сентября в с. Троицко-Ивановском Спасской волости от чрезмерного употребления спиртных напитков умерла крестьянка того села Матрена Васильева Матюрина 46 лет. Тело умершей предано земле без судебно-медицинского осмотра.

Самоубийство

В 3 часа пополудни 11 сентября в с. Старом Юрьеве от самоубийства через повешение умер крестьянин того села Филипп Леонов Попов 22 лет. Тело умершего предано земле без судебно-медицинского осмотра.

Убийство

Утром 13 сентября в с. Поповке Подгоринской волости на своем огороде была усмотрена без признаков жизни крестьянка того села Зинаида Михайлова Ильина 34 лет. Дознанием установлено, что смерть последовала от убийства, совершенного крестьянином Филимоном Волковым за незаконное сожитие умершей с его отцом Василием Волковым.

_____________________

Дела гражданские, назначенные к слушанию в Козловском уездном съезде

На 5 октября:

По искам: …Комарова к Обществу крестьян с. Новой Александровки об отобрании земли. Харламова к Обществу крестьян с. Троицко-Ивановского о признании за ним права на владение землей. Лиманова к Обществу крестьян с. Златоустова об отобрании усадебной земли. Золотокрылина к Обществу крестьян с. Златоустова об отобрании земли с посевом и о взыскании 30 р…

 

№ 81, 10 ноября 1902 г.

Мелочи из жизни земских учительниц

Есть в Козловском уезде особого рода «медвежий» уголок вблизи известной, так называемой «Новиковской» школы. Как и подобает быть «медвежьему» уголку, глушь здесь страшная. Правда, недавно тут, поблизости, прошла железная дорога и даже полустанок находится на расстоянии каких-нибудь 10-ти верст; но все это как-то мало изменило физиономию уголка, о котором идет речь, - или, может быть, еще не успело изменить. Как бы то ни было, жители здесь отличаются патриархальностью нравов, подчас, пожалуй, симпатичной, но чаще возбуждающей много дум и притом невеселых.

Несколько деревушек, лежащих здесь одна от другой на расстоянии каких-нибудь 2-х верст, а иногда менее, имеют каждая школу с особым школьным зданием. Но и школьные здания здесь не портят впечатления господствующей в этих деревнях «патриархальности», так как они сами … «патриархальны». Для примера скажу несколько слов об одном таком школьном помещении – в дер. Р. козловского уезда. Если вы подъезжаете к этой школе зимой, то она производит на вас впечатление крестьянской избы, вокруг которой для тепла сделан из соломы и навоза «завалень». Но при ближайшем расследовании оказывается, что это изба-то изба, но только «необычная», ибо сделана она необычайным образом. На самом деле, скажите пожалуйста: где это строят избы, почти не подбивая стены паклей и оставляя между досками потолка расстояния пальца в 2 шириной? А таким именно образом и была построена школа в деревне Р. Неудивительно поэтому было, что ветер дул сквозь стены, как сквозь сито, и учительница школы, о которой идет речь, изощряла свой ум в попытках поставить какие-либо «препоны» посещениям «вольного гуляки». И, наконец, придумала-таки: купила на свои деньги толстой бумаги и заклеила в своей комнате щели между досками в потолке, да кстати и стены оклеила той же бумагой – «для тепла». И все-таки тепла в школе не оказывалось. Нередко бывали такие факты. Идет урок письма. Человек 15-ть мальчиков, одетых в свои зипунишки, выводят красными пальцами букву за буквой, наклонившись к своим тетрадкам. В школе видно дыхание – так в ней холодно. Окостеневшие от холода пальцы учеников отказываются служить, и нередко какой-нибудь малыш пытается дыханием несколько согреть свои руки. Наконец, терпение малышей истощается, и один из них, чуть не плача, поднимается со своего места и заявляет учительнице; «Аграфена Павловна! Руки окрепли – не владеют, писать нельзя!» Нечего делать, учительница устраивает невольную перемену, и ученики выбегают из школы на мороз, чтобы «посогреться» движениями. В заключение всех несчастий «холодного жития» крестьянское общество, на обязанности которого лежало отапливать школу, купило для топки в ближайшей местной даче выкорчеванных пней. Топка была сырая: дыму давала много, тепла же совсем мало. Учительнице приходилось буквально по целым дням сидеть в верхней одежде, а то забираться на печку – благо она своими ступеньками была обращена в комнату учительницы, а не в классную. Сторож училища, который, конечно, не менее учительницы страдал от холода, согревался довольно оригинальным образом. Он просто-напросто забирался по вечерам в самую печку (печка была обычная русская), где к вечеру зола окончательно перегорала и не содержала уже ни искры огня. И таким-то образом – учительница на печке, а сторож в печке – проводили они длинные зимние вечера, когда на дворе трещал мороз или завывала вьюга. Но на следующий год службы учительницы в названной деревушке, этой в полном смысле слова «печной» жизни учительницы и сторожа пришел конец: печку переложили; вместо русской появилась голландка. Тепла в школе от этого не стало больше, а искать тепла на печке или в печке было уже невозможно. Дело кончилось тем, что учительница, схвативши лютый ревматизм, перешла в другую школу и даже, кажется, в другой уезд. Спросят, может быть; неужели же учительница так и молчала об ужасных условиях, в каких ей приходилось жить и работать – неужели она никому никогда не жаловалась? Нет, разумеется, не молчала, но ее голос оставался гласом вопиющего в пустыне. Говорила она инспектору народных училищ, тот говорил сельскому старосте, староста – обществу; но дальше разговора дело не шло. Крестьяне вполне резонно говорили, что школу надо перестроить, тогда только она будет теплой; но, дескать, на перестройку денег у общества нет. И на самом деле крестьяне говорили правду: денег у общества не было. Не было потому, что и все-то общество состояло из 26-ти домохозяев (в деревушке Р. были всего 26 дворов). Перед всяким человеком, способным задуматься над приведенными фактами, стоит вопрос и, по-моему, очень трудный для разрешения: что лучше, не открывать ли совершенно школ в таких деревнях, которые не могут построить сносных школьных помещений, или, открывая, подвергать учащих и учащихся в школах очевидной возможности почувствовать отвращение к делу, какое приходится делать среди самых невозможных условий, и, наконец, прямо-таки подвергать опасности заболеть от простуды? Не открывать школы в бедной деревушке – значит оставлять в невежестве людей, единственная вина которых заключается в их бедности; открыть школу – значит обречь на мучения какую-нибудь несчастную девушку (женский труд, ведь, всегда дешевле мужского), причем она может лишиться единственного своего капитала, здоровья.

«Что лучше?» Это, действительно, очень трудно решить, по крайней мере, я решить это положительно отказываюсь… Но, может быть, в плохом качестве школьного здания, о котором я говорю, виновна не только бедность крестьянского общества, но и отсутствие надзора за постройкой школы, наше русское нерадение, пресловутое русское «авось»? Тогда, ведь, дело, мне кажется, получает несколько иной вид и при известном знакомстве с его обстоятельствами можно указать на таких людей, которым должно быть поставлено в упрек их нерадивое отношение к своему делу…

И.И. Славовский

 

№ 84, 21 ноября 1902 г.

…Восьмидесятые годы XIX столетия вообще отличались сильным развитием преступлений в козловском уезде. Убийства прохожих и проезжих, самые наглые кражи, грабежи церквей и т.п. повторялись почти ежедневно, то тут, то там, в разных точках уезда. Несомненно, что этим занималась какая-нибудь правильно организованная шайка, свившая себе гнездо в одном из глухих степных хуторков…

 

Рейтинг@Mail.ru © Н.А. Поздняков





Хостинг от uCoz