« Светильник Липецких пределов, Преосвященнейший Уар, ты веры исповедник смелый, имел молитвы Божий дар. В монахи постриг принимая, ты усугубил подвиг свой. Над Русью – туча грозовая – буран войны. И смерти вой…» - эта емкая характеристика первого епископа Липецкой епархии Уара (в миру – Петр Алексеевич ШМАРИН ) принадлежит перу настоятеля Древне-Успенской церкви г.Липецка иеромонаха о. Афанасия Медведева.
ШМАРИН Петр Алексеевич в селе Новая Александровка Козловского уезда
Родился будущий епископ 11 октября 1880 года в селе Новая Ситовка Больше-Избердеевской волости Липецкого уезда в бедной крестьянской семье. Рано лишился отца и когда ему исполнилось шесть лет был отдан «в работу» – пасти гусей у местного священника.
Священник обратил внимание на смышленого парнишку и определил его в местную церковно-приходскую школу. Дочь Петра Алексеевича, Клавдия Петровна Шмарина, вспоминает: «Старый батюшка, чуя тягу к знаниям у мальчика, пообещал ему помочь учиться дальше, если он даст слово, что будет священником. Папа дал ему такое обещание и был направлен за казенный счет учиться сначала в Тамбовскую гимназию, а потом в церковно-учительскую семинарию в с.Ново-Александровка Козловского уезда».
В 1909 году Петр Алексеевич – дьякон в селе Колояр Вольского уезда Саратовской губернии. На следующий год ему предложили ехать в качестве священника в Америку или Финляндию. Он выбрал Америку, но матушка (его жена – Клавдия Георгиевна) из-за большой отдаленности от дома настояла на отказе от поездки. Поэтому в начале 1910 года Петр Алексеевич вместе с семьей отправился в Финляндию. Несколько лет служил на острове Манчинсаари (Ладожское озеро) – одном из островов Валаамского архипелага, затем его перевели в местечко Мустмячи.
«Папу все очень уважали за ум, благородство и точность, - вспоминает Клавдия Петровна, - он был всесторонне развитым человеком».
После Октябрьской революции Петр Алексеевич – в Петрограде, до приезда в Липецк был священником церкви села Тютчево Лебедянского уезда. Владыка пользовался необыкновенной популярностью, на его проповедях всегда были толпы народа, все прислушивались к его речам и уважали его.
С 20 августа 1926 г. – епископ Липецкий.
«И мятежи, и нестроенья твой дух смиренный пережил», – пишет о. Афанасий, - Служил Творцу ты с увлеченьем и милость Божью улучил. Ты – града Липецкий святитель, оплотом Православия стал, трудился, как учил Спаситель и праведностью просиял».
Из анкеты епископа, хранящейся в Государственном архиве Липецкой области, мы узнаем, что район деятельности Липецкой епархии охватывал приходы Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов.
Василий Михайлович Алленых, уроженец с.Студенки Липецкого уезда (ныне черта г. Липецка), вспоминает, что ему «нравилось общаться с Владыкой. Хороший, общительный и открытый человек, очень любил детей. Всегда любезный, никогда ни в чем не откажет. Каждую службу всех благословлял, каждую субботу хлеб освящал. Очень хороший наставник. Если он служил, допустим на Соколе, то прихожане шли за ним туда, а если, например, в Студенках, то все уходили за Владыкой в Студеновскую церковь».
25 декабря 1934 года осведомитель Липецкого горотдела НКВД сообщал: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его возрастает. Он делается любимцем граждан г. Липецка и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников… Об Уаре говорят, что он во время революции был в Финляндии и принял епископство от архиепископа Сергия Финляндского. Наступила необходимость борьбы с влиянием епископа Уара». И местные власти постарались.
Епископ Липецкий УАР
8 июня 1935 г. епископ Липецкой епархии был арестован.
В постановлении о производстве обыска и ареста записано: «Епископ Уар вел антисоветскую агитацию против Советской власти и ее мероприятий, используя религиозные предрассудки крестьянской массы. Был активным участником контрреволюционной группы, организовавшей в с.Студенки 19-20 апреля 1935 г. массовое антисоветское выступление женщин для оказания сопротивления органам власти при снятии колоколов с Студеновской церкви».
Три раза допрашивали епископа: 9,10 и 22 июня. На последнем допросе Уар заявил: «Виновным себя в совершении преступлений, предъявленного мне обвинения я не признаю. Никогда я агитации против Советской власти не вел».
В обвинительном заключении говорилось, что епископ Уар обвиняется в том, что был идейным руководителем массового выступления женщин в с. Студенки 19 и 20 апреля 1935 года, систематически проводил контрреволюционную агитацию против Советской власти и партии, используя для этого религиозные предрассудки.
11 сентября 1935 года в 10 часов 30 минут в Липецке начала работу выездная сессия спецколлегии по уголовным делам Воронежского областного суда. Епископ Уар заявил: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю и поясняю: в доме обвиняемой Титовой 7 января 1935 г. я был, но никакой контрреволюционной агитации среди присутствовавших не вёл. Агитацию против колхозов никогда не вел и всегда солидарен с проводимыми мероприятиями Советской власти». В этот же день выездная сессия приговорила Шмарина Петра Алексеевича к тюремному заключению сроком на 8 лет.
Из письма дочери епископа мы узнаем, что он отбывал наказание в Караганде, умер от зверских побоев уголовников.
«В далекой Казахстанской ссылке принял страдальчества венец. Ты нас, пасомых, верой пылкой ведешь и учишь, как отец…» - пишет о. Афанасий.
Долгое время дело по обвинению епископа Уара и его товарищей лежало без движения. Наконец, по просьбе дочери, ему был дан ход. 20 ноября 1991 года президиум Верховного суда РСФСР отменил приговор Воронежского облсуда и Шмарин Петр Алексеевич был реабилитирован.
И закончить хочется выдержкой из письма Клавдии Петровны: «Я никогда не верила и не верю, что мой отец враг народа. После революции его часто арестовывали, предлагали отречься от сана священника, но отец был очень честным и принципиальным человеком».
В 2000 году первый епископ Липецкой епархии был причислен к лику святых.