Иоанно-Богословская церковь

главная

 

 

АКТ

1890 года октября 3 дня я, нижеподписавшийся, Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов, в присутствии священника села Боголюбскаго Козловского уезда Михаила Лебедева и строителя нижеозначенной каменной церкви титулярного советника Александра Ивановича Новикова, свидетельствовал местность и грунт под предполагаемую к устройству господином Новиковым новую каменную церковь при сельце Ново-Александровке прихода села Боголюбскаго Козловского уезда и нашёл следующее.

Новую каменную церковь предполагается устроить господином Новиковым на своей земле между своей усадьбой и сельцом Ново-Александровкой на окопанном уже канавой участке шириной с севера на юг – 50 сажен и длиной с запада на восток 90 сажен, примыкающем с запада к большой дороге между означенной усадьбой и сельцом Ново-Александровкой. При предполагаемых размерах церкви, она будет отстоять на ближайших расстояниях: на север до крестьянских построек сельца Ново-Александровка – 48 сажен, на юг до хозяйственной постройки усадьбы господина Новикова – 28 сажен и на юго-запад до хозяйственной постройки той же усадьбы около 30 сажен. На восток от места будущей церкви вблизи никаких построек не имеется.

Местность для постройки церкви вообще ровная: на ней не имеется никаких обвалов или рытвин земли, могущих угрожать безопасности будущего здания церкви или затруднять сообщение с нею.

Грунт местности под будущим зданием церкви оказался следующий: на глубине около 1 1/4 аршин от поверхности земли чернозём, далее идёт твёрдая сухая глина достаточной толщины, могущая служить материком для основания каменного здания церкви.

Поэтому фундамент под предполагаемую новую каменную церковь, принимая во внимание промерзание грунта, предполагается глубиной не менее 2 1/4 аршин от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Об оказавшемся составлен сей акт за подписом моим и присутствовавших лиц.

 

Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов

Села Боголюбскаго священник Михаил Лебедев

Титулярный советник Александр Новиков

(ГАТО, Ф.46, оп.1, д. 1570, л. 2)

 

 

ПРОТОКОЛ

Техническо-совещательного присутствия строительного отделения Тамбовского Губернского правления

 

1891 года января 16 дня техническо-совещательное присутствие строительного отделения Губернского правления по рассмотрении присланных Тамбовской Духовной Консисторией от 20 декабря 1890 года за № 13967 проекта новой каменной церкви, предполагаемой в постройке титулярным советником Александром Ивановичем Новиковым при сельце Ново-Александровке Козловского уезда, с пояснительной запиской и актом осмотра грунта земли и местности для этой церкви, составленным Епархиальным Архитектором Миролюбовым, нашло по акту осмотра, что новую каменную церковь предполагается устроить г. Новиковым на своей земле между своей усадьбой и сельцом Ново-Александровкой на окопанном уже канавой участке шириной с севера на юг – 50 сажен и длиной с запада на восток 90 сажен, примыкающем с запада к большой дороге между означенной усадьбой и сельцом Ново-Александровкой. При предполагаемых размерах церкви, она будет отстоять на ближайших расстояниях: на север до крестьянских построек сельца Ново-Александровка – 48 сажен, на юг до хозяйственной постройки усадьбы господина Новикова – 28 сажен и на юго-запад до хозяйственной постройки той же усадьбы около 30 сажен. На восток от места будущей церкви вблизи никаких построек не имеется.

Местность для постройки церкви вообще ровная: на ней не имеется никаких обвалов или рытвин земли, могущих угрожать безопасности будущего здания церкви или затруднять сообщение с нею.

Грунт местности под будущим зданием церкви оказался следующий: на глубине около 1 1/4 аршин от поверхности земли чернозём, далее идёт твёрдая сухая глина достаточной толщины, могущая служить материком для основания каменного здания церкви.

Поэтому фундамент под предполагаемую новую каменную церковь, принимая во внимание промерзание грунта, предполагается глубиной не менее 2 1/4 аршин от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Совещательное присутствие полагает: проект этот утвердить и затем препроводить с пояснительною запискою в Тамбовскую Духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы непременно производились под наблюдением техника, имеющего на то право, который обязан донести строительному отделению, как о начатии работ, так и об окончании. Об утверждении этого проекта сообщить Козловскому уездному исправнику.

(ГАТО, Ф.46, оп.1, д. 1570, лл 3,4)

 

 

В Тамбовское Губернское правление по строительному отделению

Благочинного 6-го Старо-Юрьевского

Округа Козловского уезда и Тамбовского

Епархиального Архитектора

 

Рапорт

Честь имеем донести Губернскому Правлению, что постройка новой каменной церкви местным землевладельцем Титулярным советником Александром Ивановичем Новиковым при сельце Ново-Александровке Козловского Уезда начата сего числа.

 

Благочинный священник Феодор Рыбинский

Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов

Мая 20 дня 1891

(ГАТО, Ф.46, оп.1, д. 1570, л 5)

 

 

НОВЫЙ ХРАМ СЕЛА НОВО-АЛЕКСАНДРОВКА КОЗЛОВСКОГО УЕЗДА И ЕГО ОСВЯЩЕНИЕ

Ново-Александровка – небольшое сельцо близ имения помещика А.И.Новикова, отстоящее от города Козлова в 50 верстах. Приходом оно было за последнее время Боголюбской церкви села Боголюбово. С 30 августа Бог ссудил этой веси иметь и свой новоустроенный храм.

История храма такова. 30 июня 1890 года местный достопочтимый помещик, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, Иван Петрович Новиков скончался в своем родовом имении Ново-Александровка, только что прибыв сюда, по обычаю, на летние месяцы.

Как бы затем на этот раз он и приехал в родной край, чтобы здесь, а не на чужбине, найти себе место упокоения и молитвенной о себе памяти. В этом именно смысле и отозвалось печальное событие в сердце единственного, глубоко любимого сына почившего, Александра Ивановича, живущего теперь в Ново-Александровке и проходящего должность местного земского начальника.

В день смерти родителя своего возымел он благую мысль - ознаменовать память почившего построением храма во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, имя которого носил почивший, и устроением при храме двухклассной церковно- приходской школы. Представлено было это благое дело на благоусмотрение Преосвященнейшего Владыки Иеронима, что вызвало с его стороны глубокое к себе сочувствие и, при посредстве архипастырских Советов и указании было обсуждено во всех подробностях.

В мае 1891 года по разрешении от св. Синода и с благословения Преосвященнейшего Владыки Иеронима положено было основание храму, а к 20 августа текущего года храм был отстроен. Каменный, с пятью золочеными главами, он представляет собою правильный квадрат с колоннами с четырех сторон.

Изящество, легкость и симметричность здания, наилучшим образом отражающим в себе типические черты стиля возрождения, не поддается описанию. Нужно видеть храм, чтобы составить настоящее представление о его красоте.

Не особенно велик храм, но высоко художественная его архитектура невольно заставляет назвать его не только изящным, но и величественным: в сравнительно малом художественном воплощено великое. Нежно-сиреневый цвет внешней окраски храма, тонкой работы ажурные вызолоченные кресты довершают внешнее изящество храма.

Не оставляет ничего желать лучшего и внутреннее устройство и отделка храма. Виден тонко развитый художественный вкус. Нет в храме ничего лишнего, нет массы блестящего золота, но есть такое художественное сочетание, которое невольно приковывает к себе внимание зрителя. Резной черного дерева иконостас, лишь кое-где и как нельзя более на месте подернутый золочеными жилками с просвечивающей по резьбе шелковой тканью, задрапировывающую иконостас с алтарной стороны, производит неизгладимое впечатление оригинально-изящным сочетанием форм и цветов в высшей степени между собой гармонирующих. В левой придельной стороне алтаря помещается ризница, а в середине правой стороны, приходящейся как раз над усыпальницей, вмещающей в себе прах почившего родителя храмосоздателя, находится крест с неугасимою лампадою. Художественно исполненные местные иконы за стеклами особенно рельефно выделяются на черном фоне иконостаса.

На двух столбах близ западных дверей храма устроены великолепные киоты тоже резного черного дерева с иконами нерукотворного Спаса и Божьей Матери “всех скорбящих радости”- точной копии с таковой же иконы недавно прославленной в С-Петербурге чудотворениями.

Стены и купол храма изнутри светло-бирюзового цвета, на фоне которого особенно рельефно отражается своеобразное изящество иконостаса. Построен храм на ровном, довольно возвышенном месте. Издалека он виден и изумительно отличает теперь местность, до того времени скромно таившуюся от взоров стороннего наблюдателя.

В черте предполагающейся ограды, по углам, с северо-западной и юго-западной стороны, выстроены два каменных дома для членов причта, а против западных дверей храма, вне ограды высится только что отстроенное двухэтажное здание двухклассной церковно-приходской школы.

Стоимость построенного простирается до 65000 рублей. Кроме того, в пользование причта храмосоздателем отведено 3 десятины пахотной земли.

За несколько дней до освящения храма прах родителя храмосоздателя и одной из ближайших его родственниц, почивших доселе, близ храма в селе Боголюбском (за 4 версты) были перенесены под сень новоотстроенного храма и положены в склеп под правую придельную сторону алтаря, к великому утешению для сыновнего сердца храмосоздателя, теперь и пространственно близкого к почившим его присным.

Освящение храма совершено 30 августа. Свое глубокое сочувствие благому делу построения храма Преосвященный Владыка еще при начале дела выразил между прочим в своем обещании лично освятить храм. Но распространившаяся ко времени освящения храма эпидемическая болезнь воспрепятствовала приезду Владыки и не дала ему возможности доставить сугубую радость храмосоздателю. Могло бы быть не безопасным необычное стечение народа при приезде Владыки. При таких обстоятельствах освящение храма было поручено Его Преосвященством, согласно желанию храмосоздателя, протоиерею церкви Тамбовского Александровского института В.В. Знаменскому, и само освящение предположено храмосоздателем совершить возможно более негласно, дабы не вызвать наплыва народа из соседних сел.

Накануне 30 августа, в 7 1/2 часов вечера, раздался первый в храме благовест, призывавший к всенощному бдению. Бдение совершено было протоиереем Знаменским в сослужении благочинного Ф. Рыбинского, местного священника Г. Лукина и священников соседних сел Старо-Александровки и Боголюбскаго – отцов Лебедева и Логинова, при служении бывшего протодиакона Лебедева и двух дьяконов. Благолепно торжественное совершение богослужения, стройное пение местного, сформированного храмосоздателем хора под управлением регента и учителя пения г. Сидельникова, необыкновенно величественный вид храма, при ночном сумраке залитого огнями, богатое золотое облачение священнослужащих – все это производило обаятельное впечатление на молящихся. Торжественно совершавшееся бдение окончилось лишь в 12-м часу ночи.

В 8 часов утра 30 августа началось водоосвящение, а затем совершено и освящение храма, после которого соборно вышеозначенными священнослужителями началось служение Божественной литургии. По заамвонной молитве протоиереем Знаменским было сказано глубоко назидательное нижепомещаемое слово. Вслед за литургией совершено молебствие св. апостолу Иоанну Богослову и св. Благоверному Князю Александру Невскому, с произнесенным многолетием Благочестивейшему Государю Императору и всему царствующему Дому, св. Правительствующему Синоду, Преосвященному Епископу Иерониму, боголюбивому храмосоздателю и всем православным христианам. Затем священнослужители сошли с наружной стороны храма в склеп и там возглашена была вечная память почившему родителю создателя храма. По отпуске о. протоиерей предложивши крест для целования священнослужащим и храмосоздателю, передал его местному священнику о. Лукину. Этот последний затем в свою очередь обратился с приветственной речью такого приблизительно содержания.

"Душевно приветствую прежде всего тебя, боголюбивый храмосоздатель с сим радостным священным торжеством. Святое желание твое при Божьей помощи завершилось благоуспешно. Новоустроенный исключительно твоим христианским усердием и твоими заботами храм днесь благодатию всесвятого и всеосвящающего Духа освящен… Отныне сей храм стал домом Божьим …"

(Тамбовские Епархиальные ведомости, 1892)

 

11 окт. 1924 г.
В Президиум УИКа
Представляю материал на утверждение договоров 6-ти религиозных групп по Старо-Юрьевской волости, а именно: в с. Новиково - Иоанно-Богословской церкви; в селе Старо-Александровке - Введенской церкви, в с. Ивановка - Казанской церкви, в с. Вишневое - Тихвинской церкви, в с. Подгорное - Христо-Рождественской церкви, в с. Боголюбове - Боголюбовской церкви

Адмотдел доносит, что установленные правила и положения регулирующие инструкциями НКЮ и Наркомвнудела 685 п.5 и 6 в упомянутых выше церквах не соблюдались, т.е. 1) договоров и двадцаток на сдачу церковного имущества не сохранилось, 2) имущество по описям 1922 года было учтено неправильно, что свидетельствует опись комиссии по переучету такового в 1924 году, в которых оказалось гораздо больше имущества, чем в первых и сверх обнаруженное имущество, в том числе части серебра, записанными нигде не значились, 3) последней переучетной в 1924 году комиссией выявлено имущество специально не обслуживающее религиозных целей, как например: в селе Ивановке при Казанской церкви дом с надворными постройками в с. Вишневом - при Тихвинской церкви каменный сарай, содержащийся в бесхозяйственном виде, в с. Подгорном - при Христо-Рождественской церкви 2-х этажный /низ кирпичный, верх деревянный/ дом размером 3x9 аршин и сарай крытый железом размером 14x7 аршин, в селе Новиково при Иоанно-Богословской церкви обнаружены предметы, имеющие историко-художественное значение, дом одноэтажный с надворной постройкой и каменный крытый железом сарай размером 8x9. Кроме того при этой же церкви имеется дом, принадлежащий церковному совету, который в настоящее время занят рабочими. Все эти постройки за исключением последней находятся в ведении церковнослужителей и занимаются ими последними, что является неправильным использованием таковых вследствие нужды в этих постройках ВИКа.

На основании изложенного Адмотдел полагает, что вышеупомянутые церкви, как фактически находящиеся в пользовании священнослужителей не являющиеся юридически ответственными за целость имуществ - во-первых, во-вторых - за отсутствием всех прав той или другой группы договоров не расторгать, согласно циркуляра ВЦИК №02814, а в целях точного учета, церковное имущество, выявленное последней переучетной комиссией, согласно описи и актов передать на ответственное хранение по представляемым при сем договорам с точным проведением в жизнь декретов об отделении церкви от государства и всех дополнений изданных в развитие последнего, что же касается построек, не относящихся к прямому назначению для религиозных целей, то таковые изъять и передать в безвозмездное распоряжение волостного исполнительного комитета, а предметы, имеющие историческо-художественное значение в музее согласно циркуляра НКВД №263 и бюллетеня №31 от 3 сентября 1924 г.
Нач. Адм. Отдела УИК Вологин.
Нач. Адм. П/отдела С. Мельников.


ГАТО Ф. Р-5220. оп. 3, д. 18, л. 85

Выписка
из протокола №24 заседания президиума Козловского Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьян. и Красноармейских Депутатов от 28-го января 1925 года.
Слушали:
4) Ходатайство ОНО за №19341 - об изъятии предметов, имеющих художественно-историческое значение из церквей с. Новикова, Старо-Юрьево, Чурюково, и Большие Верды, для помещения таковых в Художественно-Исторический музей и отношения Управления Милиции за №6560 по этому же вопросу.
Постановили:
Не возражать против изъятия в Художественно-Исторический Музей, предметов, имеющих художественно-историческое значение из церквей с. Новиково, Старо-Юрьево, Чурюково и Большие Верды, ОНО и Умилиции - препровождается настоящая выписка.
Секретарь УИК /подпись неразб./

 

ГАТО Ф. Р-2731, оп. 3, д. 18, л. 6

 

Храм был разрушен до основания в 1930 - 1931 годах

Рейтинг@Mail.ru

© Н.А. Поздняков
Хостинг от uCoz