Тамбовский край, 2 марта 1912 г.
Из козловского уезда
Вот уже с осени по нашему уезду разгуливает один аферист агент от какого-то, никому не известного издательства – «Самообразование». Если это то «издательство», которое готовит заочно ко всем (положительно ко всем) экзаменам, то о нём заранее можно было сказать, что это не издательство, а сборище аферистов, желающих, подобно «Ясной поляне», «Вестнику здоровья» и другим предприятиям, набить за чужой счёт свои карманы, благо русский обыватель ещё прост и доверчив.
Агент этот с весьма большим успехом «огребает», - как говорится, - «плотву, яко щучину».
Под плотвой я здесь разумею народных учителей. Они составляют главный предмет его наживы. Кроме учителей, изредка попадает к нему на удочку и сельское духовенство – священники, дьякона и псаломщики.
Такой, говорят, обделистый этот агент, что к кому бы он ни зашёл, - не уйдёт без того, чтобы не всучить двадцатитомного энциклопедического словаря (изд. «Просвещения»), стоимость которого – страшно выговорить – 132 рубля. Но издательство предоставляет такую широкую рассрочку, что выплатить эту громадную сумму кажется пустяком – по 3 руб. в месяц. И несмотря на такой лёгкий платёж многие уж, получив словарь и как следует ознакомившись с ним, теперь «волком воют» от своей, как они выражаются, «затки».
- «И зачем я, дурак – говорит один «энциклопедист», - выписал эту гадость? Если бы мне на эти 132 рубля купить по своему выбору книг, - какая бы у меня библиотека была – одна прелесть, а теперь – и денег не будет, и читать нечего. Не за то же платить такую уйму денег, чтобы в день отыскать объяснение двум – трём иностранным словам», так как, добавлю я от себя, для этой цели вполне может служить любой «Словарь иностранных слов», цена которому максимум 3 рубля. Некоторые из учителей, выписав словарь и ознакомившись с ним у своих коллег ранее получения его, не пожелали получить его с почты (словарь высылается без задатка) и отослали обратно, но издательство, в свою очередь… три раза посылался словарь … подписчику, но он так и не взял его, и только после этого издательство успокоилось. Говорит – таким «своенравным» подписчикам придётся платить неустойку. А, между тем, как они говорят, агент этот и не даёт как следует прочитать условия, а больше «действует на словах», да кроме того и напечатаны то эти условия таким шрифтом, что его можно хорошо разобрать только под микроскопом…
Нужно сказать, что названный агент, опутывая, как паук, неопытных людей, имеет в то же время большое сострадание к своим клиентам. Так, опустошив учительские карманы, он взамен денег прислал некоторым фунтов по 5 – по 8 сёмги.
Но как бы там ни было, а я бы советовал учителям, да и духовенству тоже, не особенно зариться на сёмгу (несмотря на её приятный вкус), не прельщаться сладкими словами агента и ни под каким видом не выписывать словаря, хотя бы агент и стал говорить, что после его ухода, если вы не выпишите словаря, у вас останется «неприятный осадок на сердце (обычная его фраза)».
А кроме того, мне кажется, дело полиции позаботиться «во избежание недоразумений», о скорейшем выселении из пределов нашей губернии этого агента, чтобы соблюсти интересы обывателя, так как, ведь известно, что он - обыватель наш – так ещё молод, так непрактичен, что всю жизнь не может обойтись без «няни».
Фамилия агента – говорят – Мирский, впрочем, есть слухи (всё это я пишу со слов народных учителей козловского уезда), что в некоторых местах он называет себя Невским.
Ещё раз убедительно советую не подписываться на «энциклопедический словарь» издание «Просвещения». Если же кому необходима энциклопедия, то есть гораздо лучше и намного дешевле (сравнительно с количеством и качеством материала): Словари «Брокгауза-Ефрона» или «Т-ва Гранат»
К. Цветаев
Тамбовский край, 9 марта 1912 г.
Из козловского уезда.
В селе Ново-Александровке проник в церковь злоумышленник и, взломав свечной ящик, похитил из него 19 руб. 50 коп. денег, 11 просфор и полбутылки красного вина, которое тут же выпил. Преступник не обнаружен.
… В селе Малой Верде обвалившимся стогом соломы задавлен насмерть 5 летний кр. мальчик Иван Чиканев.
Тамбовский край, 15 марта 1912 г.
Ново-Александровка, козл. у.
Загадочная по своей обстановке произведена кража в Иоанно-Богословской с. Ново-Александровки церкви. 25 минувшего февраля, перед началом вечерней службы, церковным старостой был обнаружен взлом свечного ящика и похищение 25 руб. денег. Документы, находившиеся в ящике, были «обревизованы» преступником, но оставлены в целости. В результате немедленно предпринятого причтом, старостой и находившимися здесь крестьянами подробного осмотра церкви оказалось, что южные двери церкви оставались свободными от запоров. Открытие, озадачившее всех, ввиду того, что в эти двери вообще не было хода. Преступление было совершено после 19 февр., дня последней перед кражей службы. Никаких других вещественных указаний, направляющих по следам преступника, не найдено.
Дознанием, произведённым приставом 1 стана козл. у. И. Н. Даниловым, немедленно после обнаружения кражи, ничего не удалось установить. Однако, некоторые обстоятельства, вероятно, дали возможность приставу направить всё внимание на сторожа церкви, Осипа Рубцова.
В течение трёх дней, благодаря неотступному наблюдению и тщательным допросам, сторож был доведён до сознания и рассказал подробную повесть своих преступных «операций».
Глагол
Тамбовский край, № 1790, 28 августа 1913 г
…о некультурности деревни. Она ярко выражается на тех же полях. Деревенский обыватель никакого уважения не имеет к чужой собственности. Если хозяин посеет на своем поле, например, горох или подсолнух, считающиеся в деревне за лакомства, то он до тех пор не успокоится, пока не ссыплет в закром этот хлеб; при этом обязательно приходится лишаться довольно изрядной части урожая, не считая капитала, затраченного на караул в поле. Как только начнут поспевать эти хлеба, от мелких воришек прямо отбою нет. Воруют не только мимоходом, но даже специально из села снаряжаются целые партии в поле за горохом или подсолнухом. От мимо идущих и едущих воров крестьяне, некоторым образом, изолируют соблазнительные посевы, - обсевают около дорог, сажень на пять, обыкновенным яровым хлебом, овсом или просом, а там уж, за этим, идет горох или подсолнух. Но такая хитрость не только пользу, а даже двойной убыток приносит. Большей частью и край изолированного хлеба обит бывает, и весь изолирующий хлеб. Нечестные люди ничем не стесняются: что им не принадлежит, то они и жалеть не считают нужным.
Когда крестьянам станешь рассказывать, что за границей в полях, по межам, посажены плодовые деревья и что никто никогда плодов не крадет, - они и верить не хотят.
Видно, далеко еще нам до заграницы.
М. Сонатов
Тамбовский край, № 1808, 21 сентября 1913 г
Новое хулиганство «людодавов»
…автомобили вселили озлобление во всех слоях общества. От них нет проходу. 16 сентября, в 9-м часу вечера, автомобилем чуть не сбиты с ног отставной полковник с супругой, шедшие по Приютской улице.
Желательно, чтобы судьи поддержали благой почин судьи, неубоявшегося присудить миллионера под арест за хулиганскую езду на автомобиле.
М. А - ва
Тамбовский край, № 1811, 25 сентября 1913 г
Еще о тамбовских автомобилистах
Тамбовские автомобилисты продолжают отличаться: не успели забыть процесс сына миллионера – студента Асеева, изувечившего пожарного, и случай с другим автомобилем, когда пострадала больная женщина, ехавшая с сестрой милосердия, как новое событие: Можаров, мчась на своем автомобиле за Цнинским мостом, наехал на полицейского стражника, ехавшего на телеге, перевернул последнюю и, в результате, стражник оказался с переломанной рукой.
Можаров за свое «геройство» привлечен к ответственности. Дело будет слушаться у городского судьи 1 участка 10 октября.
Последние три случая неосторожной езды автомобилистов выдвигают вопрос о необходимости «сократить» их, хотя бы таким наказанием (арест без замены штрафом), какое наложено на Асеева, продолжающего, к слову сказать, бешено разъезжать по городу и днем и ночью.
Тамбовский край, № 24, 30 января 1914 г.
Козловская хроника
Стоявшая продолжительное время небывалая оттепель, во время которой почти стаял весь снег, открыла поразительную антисанитарную картину всего города.
Большинство домовладельцев в зимнее время выливает помои и нечистоты прямо во двор на снег, который покрывает все эти отбросы. Стаявший снег обнажил почти во всех дворах груды нечистот, распространяющих невообразимую заразу.
Следовало бы принять кое-какие меры к приведению дворов в благопристойный вид, иначе недалеко ведь до эпидемий.
Тамбовский край, № 26, 1 февраля 1914 г.
Продолжает стоять небывалая оттепель.
На улицах уже во многих местах обнажилась мостовая.
Так как лед с улиц еще не настало время убирать, то езда по городу стала невозможна ни на колесах, ни на санях.
Ежедневно происходят сцены истязания замученных лошадей ломовиков.
Со дворов текут потоки, выносящие на улицы всякую дворовую грязь и отбросы.
Хождение по тротуарам невозможно. Еще несколько дней такой же погоды, и Козлов совершенно превратится в непроходимое болото.
«Отцы города» и прочие городские деятели, помилосердствуйте!..
Тамбовский край, № 29, 5 февраля 1914 г.
Автомобильный вопрос
Дело студента Асеева, судившегося за неосторожную езду по городу на автомобиле, выдвинуло вопрос о том, как автомобилисты должны поступать, когда видят, что автомобиль пугает чью-то лошадь?
Оказывается, что точных указаний на этот счет не имеется, так как действующее в г. Тамбове обязательное постановление городской думы о мерах безопасности и порядке движения на автомобилях, изданное губернатором 15-го июня 1910 г., хотя считается с тем, что автомобили могут пугать лошадей, но относительно осторожности говорит так: «Заметив, что какая-либо лошадь пугается автомобиля, управляющий им должен сдержать ход и, вообще, принять меры к предупреждению несчастья», другими словами, предоставляет самим автомобилистам решать вопрос, - что в данный момент лучше сделать: проехать ли мимо испугавшейся лошади, или остановить автомобиль? Каждый, разумеется, смотрит по-своему, и поэтому меры предосторожности принимаются неодинаковые, в результате чего и случаются несчастья, одно из которых едва не привело студента Асеева к пятидневному аресту.
В обязательном постановлении, от 30 января 1905 г., касающемся езды по городу на велосипедах, обязанность велосипедистов «при встрече с лошадьми, обнаруживающими беспокойство и испуг» формулирована точно, а именно: велосипедист «должен сойти с велосипеда и, по возможности, скрыть его от испуганной лошади». Здесь мысль выражена ясно и определенно и, при допущении велосипедистом неосторожности, не может быть спора: правильно ли он поступил?
Случай с Асеевым (а он, ведь, далеко не единичный), думается, слишком красноречиво говорит о необходимости такое же точное, исключающее всякое личное усмотрение указание внести и в обязательное постановление о езде на автомобилях.
___________
Из Козловского уезда
Завидуем мы – сельские жители – городским обывателям, что им не приходится непосредственно наблюдать всего того, от чего жизнь в деревне становится грустной, а подчас даже и прямо страшной.
Много говорят и пишут о том, что деревня уже не та, какую мы обычно привыкли представлять в своем уме: грязную, невежественную, суеверную. Уверяют, что она двинулась со своей мертвой точки, на которой она столько веков стояла.
Но я думаю, что так говорят о деревне только те, которые чистой, неподкрашенной, черноземной-то деревни и не видели никогда, а судят по отдельным, выдающимся деревенским «умам», так называемым – ищущим. Но, ведь, такие исключительные типы и всегда были в деревне, только по ним, мне кажется, вряд ли можно характеризовать всю русскую деревню.
Одна ласточка не делает весны.
Деревня, говорят, двинулась к просвещению и т.п.
Никуда она не двинулась: стоит себе, как и раньше стояла, и больше ничего.
Тащат ее к просвещению, изо всех сил тащат, - это правда.
Присмотритесь к деятельности почти каждого народного учителя, и вы увидите, - какого огромного труда ему стоит только борьба со школьным абсентеизмом, не говоря уж о прямой его школьной работе. Как с малыми детьми, беспрерывно приходится возиться с ними, чтобы всяческими мерами заманить их детей в школу.
Как же сами крестьяне на это смотрят?
- Нуждается в наших ребятах, - говорят они, - получает за каждого деньги!
Они и представить не могут, чтобы кто-нибудь для их пользы хотел бы трудиться. И если, например, мужик серчает на учителя, то, чтобы насолить ему, он берет из школы своего сына.
Откровенно говоря, иной раз прямо руки в отчаянии опускаются, видя безрезультатность своей работы.
Мне пришлось быть в Петербургских городских народных школах. Там во всех трех отделениях по сорок человек.
Учащие говорят, что у них никто из детей не уходит без уважительной причины. И это в школах, в которых преобладают дети столичной бедноты.
А у нас из сотни общего числа учащихся в третьем отделении бывает зачастую: пять, семь, много – десять человек. При этом нужно прибавить, что и эти остатки-то один только брак из всех сначала поступивших в школу детей. Лучшие же ученики никогда почти не дохаживают до конца курса.
Из всего этого видно, что без обязательного обучения борьба с народным невежеством немыслима, так как своими средствами учитель (а он до сих пор ведет борьбу с этим злом почти один) бессилен бороться.
А невежества и суеверия в народе – бездна.
Чего стоит хотя бы один нелепый распространившийся по всему уезду слух о том, что в Козлове ходит «белый выходец с того света». И как же скоро этому все поверили!? Теперь в сумерках не только не увидишь одиноко идущую по дороге женщину, а даже и из мужиков-то редкий смельчак выберется на такой подвиг: «белого» боятся.
Некоторые даже к овцам с фонарем на двор боятся выходить, не жалея поморозить ягнят!..
Я, разумеется, далек от того, чтобы во всем винить одних крестьян. Но, тем не менее, это кажется сказкой и сказкой страшной.
Учитель
Тамбовский край, № 30, 6 февраля 1914 г.
Все эти дни в Козлове стоит теплая погода. Выпал небольшой снег с дождем. Снег почти стаял. На реке на льду много воды. Переправа становится опасной. Такая небывалая оттепель многих козловцев застала совершенно врасплох: не успели запастись на лето льдом.
В настоящее время лед усиленно рубится и плата за него значительно возросла.
Тамбовский край, № 32, 8 февраля 1914 г.
Девичье горе
…деревенские девушки плачут, что нет женихов. Девок по деревням, что собак, а парней – раз-два и обчелся. Парни из города приезжают домой, и погуляют, поизжуются святки и опять оглобли назад… Парень и в 25 и в 30 лет – все парень, а девке как завалило за двадцать, так и брачок, а за 25 такой брак, что надежды потеряны. Все против девок.
Тамбовский край, № 40, 21 февраля 1914 г.
Из козловского уезда
Ужасный случай произошел в селе Чурюково: крестьянский мальчик Андрей Чурилов, 13 лет, пошел в дом крестьянина Григория Ермакова. Последнего не было дома, и мальчик взял, вероятно, из шалости, висевшее на стене ружье Ермакова, системы Бердана. Ружье оказалось заряженным, и через несколько минут в избе послышался выстрел.
Сбежавшимся представилась тяжелая картина: на полу избы лежал Андрюша с оторванным черепом и выброшенными мозгами. Смерть последовала мгновенно.
Тамбовский край, № 52, 7 марта 1914 г.
Как крестьяне проводят праздник
Немного времени остается до праздника св. Пасхи, после которого чередом последуют и храмовые праздники. Тяжелое, удручающее впечатление производит празднование двунадесятых и храмовых праздников в русской деревне. Празднование отличается «обжорством», а еще больше пьянством. Пьют решительно все: дети и те знают вкус водки. Без пьяного разгула, драк, ссор не может пройти ни один праздник, ибо без всего этого он пройдет серо, бесцветно, буднично. Прислушайтесь к рассказу крестьянина о празднике, и вы заметите его оживление: глаза становятся масляными, влажными и он с восторгом замечает: « а вина сколько было! только пей» и ни слова не скажет, что ели. В другом случае он меланхолично махнет рукой и неохотно бросит: «нет там ничего: вина не было» и этими немногими словами он высказывает все. При своей темноте, при отсутствии духовных потребностей, при наличии узкого кругозора мыслей, крестьянин не забегает вперед, не нуждается пополнить пробел отсутствующего знания, мало интересуется жгучими вопросами нынешней деревни, не интересуется, что деревня на скользком пути – по дороге к развалу, разложению и упадку от жуткой болезни – хулиганства. Русский крестьянин темен, всю жизнь ходит в темноте, мраке незнания, без проблесков здоровых, полезных мыслей, без стремления к перемене. И в вечной темноте он видит светлый огонек с отблесками: винную лавку с шинками, и к этим заманчивым огонькам он тянется безудержно, как грудной ребенок к груди матери, ищет их, как умирающий от голода блуждающими глазами ищет крошку хлеба. Печальная действительность русской деревни.
Мне пришлось случайно быть в одном селе, в день храмового праздника, 8 ноября. Утром я видел людей, степенно шагающих в церковь, а к вечеру картина изменилась, празднество дошло до крайних пределов: безобразные песни, отборная ругань, бессвязные слова пьяных несутся вдоль грязной улицы, толпятся дети и по-детски искренне смеются над упавшим пьяницей, когда тот силится встать и бессильно барахтается в липкой грязи.
Вечером я вышел на улицу. Ничего праздничного не было, был пьяный разгул. Я шел вдоль улицы, было темно, мутными пятнами казались огоньки в окнах от густого тумана.
Во многих избах играли в карты и пили водку.
Так проводятся праздники в русской деревне.
Не дай Бог видеть такое нехристианское празднование праздника св. Пасхи!
Путник
Тамбовский край, № 62, 19 марта 1914 г.
СТАРОЕ ЮРЬЕВО (козловского уезда)
В ночь на 16 марта село и окрестности окутал густой туман. В полночь черные тучи нависли над селом: внезапно загремели раскаты грома, засверкала молния, хлынул дождь, продолжавшийся полчаса.
Сегодня утром в природе ликование: 8 градусов по Реомюру (в 10 часов утра). Моросит легкий дождик. Красивые, прозрачные облака скользят по небу. Разноголосый гомон пернатого царства слышен всюду.
Глагол
Тамбовский край, № 138, 28 июня 1914 г.
с. Спасское
Крестьянин д. Михайловки Андрей Антонович Симкин заявил полиции, что, проходя днем по большой дороге близ с. Ново-Сеславинского, на него напали известные ему односельчане Вас. Алек. Жабин и Фед. Ант. Казюлин, которые, сильно избив его, отняли находившиеся при нем 100 рублей денег.
Тамбовский край, № 139, 29 июня 1914 г.
Высочайшие награды
За заслуги по ведомству православного исповедания Высочайше награждены по Тамбовской губернии золотыми нагрудными медалями с надписью «За усердие», на Аннинской ленте, следующие лица: …фельдшер Иоанно-Богословской церковно-учительской школы, что при с. Ново-Александровке, козловского уезда, Иван Омороков…
Тамбовский край, № 149, 11 июля 1914 г
Из козловского уезда
(Отравители деревни)
Каждый год при самом начале лета в деревне начинается уже повсеместная продажа вредных для здоровья сырых плодов: яблок, груш и т.п.
Так как эти «плоды» продаются по баснословно дешевой цене (на пятак целое решето), то население, особенно дети, которые в рабочую пору остаются в деревне полными хозяевами, очень охотно покупают их. Достаточно сказать, что в день по нескольку возов разбирается дочиста в двух-трех деревнях.
При одном взгляде на эти продукты вас поневоле мутит. Это какие-то совсем еще не сформированные сморщенные орешки. Есть «яблоки» величиной с воробьиное яйцо, которые упали, вероятно, чуть не месяц тому назад; здесь же на возу и гниль всякая, которую продавцы-садовники называют «лежалыми яблоками». Вообще, нужно сказать, у садовщиков деревенских, как видно, никакой дряни не пропадает при неразборчивости в пище деревенских жителей. Еще бы они стали разбирать, когда в деревне крендель, кусок белого хлеба или даже огурец считаются редким лакомством!
От потребления всякой сырой гадости в деревне в летнее время никогда не переводятся детские болезни, дети постоянно страдают от дизентерии, лихорадки, а нередко и от тифа…
Недостатка в сельской администрации у нас, как будто, не ощущается: здесь и староста и старшина, и стражник, и урядник, а приходится спросить: да где же эти блюстители порядка, чего же они смотрят?
Неужели они это считают пустяком, недостойным внимания?
Разве охранение народного здравия – пустяки? Не важнейшая ли это забота всякого человека, а особенно начальника?
Если б сельские блюстители почаще поворачивали оглобли этих продавцов-отравителей в волостное правление или в полицию для составления протокола, они бы после этого не только сами, а и детям-то своим заказали бы не отравлять народ. А то почему же людям, не имеющим понятия о чувстве долга, не наживать барыши, которые у них во всю жизнь стоят на первом месте, когда все на это смотрят сквозь пальцы; а население то – даже часто и спасибо говорит, что по дешевке яблоками угощают…
В. Емельянов
© Н.А. Поздняков