Немного времени остается до праздника св. Пасхи, после которого чередом последуют и храмовые праздники. Тяжелое, удручающее впечатление производит празднование двунадесятых и храмовых праздников в русской деревне. Празднование отличается «обжорством», а еще больше пьянством. Пьют решительно все: дети и те знают вкус водки. Без пьяного разгула, драк, ссор не может пройти ни один праздник, ибо без всего этого он пройдет серо, бесцветно, буднично. Прислушайтесь к рассказу крестьянина о празднике, и вы заметите его оживление: глаза становятся масляными, влажными и он с восторгом замечает: « а вина сколько было! только пей» и ни слова не скажет, что ели. В другом случае он меланхолично махнет рукой и неохотно бросит: «нет там ничего: вина не было» и этими немногими словами он высказывает все. При своей темноте, при отсутствии духовных потребностей, при наличии узкого кругозора мыслей, крестьянин не забегает вперед, не нуждается пополнить пробел отсутствующего знания, мало интересуется жгучими вопросами нынешней деревни, не интересуется, что деревня на скользком пути – по дороге к развалу, разложению и упадку от жуткой болезни – хулиганства. Русский крестьянин темен, всю жизнь ходит в темноте, мраке незнания, без проблесков здоровых, полезных мыслей, без стремления к перемене. И в вечной темноте он видит светлый огонек с отблесками: винную лавку с шинками, и к этим заманчивым огонькам он тянется безудержно, как грудной ребенок к груди матери, ищет их, как умирающий от голода блуждающими глазами ищет крошку хлеба. Печальная действительность русской деревни.
Мне пришлось случайно быть в одном селе, в день храмового праздника, 8 ноября. Утром я видел людей, степенно шагающих в церковь, а к вечеру картина изменилась, празднество дошло до крайних пределов: безобразные песни, отборная ругань, бессвязные слова пьяных несутся вдоль грязной улицы, толпятся дети и по-детски искренне смеются над упавшим пьяницей, когда тот силится встать и бессильно барахтается в липкой грязи.
Вечером я вышел на улицу. Ничего праздничного не было, был пьяный разгул. Я шел вдоль улицы, было темно, мутными пятнами казались огоньки в окнах от густого тумана.
Во многих избах играли в карты и пили водку.
Так проводятся праздники в русской деревне.
Не дай Бог видеть такое нехристианское празднование праздника св. Пасхи!
Путник
Тамбовский край, № 52, 7 марта 1914 г.