главная

История села Новиково

Отчётные сведения за 1915/16 учебный год Свято-Ольгинской женской второклассной школы

 

Отчёт о состоянии церковных школ Тамбовской епархии

на 1915 - 16 учебный год

(Тамбовские епархиальные ведомости, 1917 г.)

Вторая Свято-Ольгинская второклассная школа находится в 60 верстах от г. Козлова, в селе Ново-Александровке близ разъезда "Новикова" Ряз. Ур. ж. д.

Школьное здание двухэтажное, нижний этаж каменный, верхний деревянный, обшитый тесом, как снаружи, так и внутри. В нижнем этаже помещается 5 классов, сборная для учащих, квартиры для двух учительниц, кладовая, кухня, хлебная, гардеробная и большой коридор, служащий вместо залы, где ученицы гуляют во время перемен и где они совершают утренние и вечерние молитвы.

В верхнем этаже находятся столовая, спальня воспитанниц и 4 квартиры для учащих лиц.

Всё здание светло, сухо, тепло и содержится в образцовой чистоте. Здание отапливается духовою печью…

Является нужда в замене духового отопления ввиду того обстоятельства, что цена на дрова стоит высокая, а отопление углем будет стоить дешевле.

При школе имеются все хозяйственные службы: погреб, ледник, конюшня, амбар, сарай для дров, каретник и другие службы и баня, вода в которую, как и во все здание, подаётся из колодца особо устроенной машиной. Есть нужда оградить весь двор тесовым забором и устроить приличную оградку впереди здания.

Помимо этого, при школе имеются ещё два здания – одно каменное, другое деревянное, служившее ранее помещением для образцовой школы. Прошлым годом каменное здание капитально отремонтировано под самостоятельную одноклассную школу, об открытии которой послано дело земским самоуправлением в министерство Народного Просвещения.

Основателем школы А.И. Новиковым пожертвовано 13 десятин земли в пользу школы. Земля эта в настоящее время засевается рожью и овсом, засаживается картофелем, капустой и огурцами для школы.

Ход и успешность обучения по предметам преподавания

Занятия во второклассной школе были начаты 5 сентября, велись согласно программе по учебникам, одобренным Епархиальным Училищным советом, а в дополнительном отделении по программе, составленной г. Епархиальным Наблюдателем и одобренным Епархиальным училищным Советом.

Закон Божий …

Нотное пение

Программа по сему предмету пройдена, но замечено, что в школе остаётся много учениц, не занимающихся по пению. Точно также обучение игре на скрипке производилось недостаточно основательно, почему кандидатки на занятие учительских мест в церковных школах из окончивших курс второклассной школы заявляют, что они преподавать пение не могут. Объясняется это недостаточною подготовкою учителя, который ныне заменён правоспособным лицом.

Церковно-славянский язык...

Русский язык...

Отечественная история...

Чистописание

Воспитанницы упражнялись сначала в письме по одной линейке, а затем – в скорописи по образцам, находящимся в прописях.

Гигиена

Программа по сему предмету пройдена с большим трудом при одном уроке в неделю.

География ...

Физика

успехи по сему предмету весьма хорошие, благодаря умелому ведению дела учительницы Старых.

Черчение

Программа выполнена во всех отделениях по сему предмету с хорошим успехом.

Арифметика

Учительница Старых ведёт дело обучения воспитанниц счислению с усердием, любовью и достигает весьма хороших результатов.

Дидактика

Воспитанницам выяснено, какие нравственные и умственные качества требуются от учителя, обязанность которого не только учить детей писать и считать, но и воспитать их истинными чадами Православной Церкви, верными слугами Царя и Отечества. Подробно пройдены методики всех предметов, изучение которых было тесно связано с практическими занятиями в образцовой школе. Воспитанницы достаточно усвоили дидактические приёмы к преподаванию в школах.

Уроки по всем предметам производились согласно выработанному Советом школы расписанию. Содержание даваемых уроков записывалось каждой учительницей в особый журнал, где и отмечались ученицы, отсутствующие в классе.

Ежедневные ответы учащихся оценивались баллами, которые вносились в журнал, по окончании трети года в третную ведомость, из которой к концу года выводился средний балл успешности по каждому предмету.

… сочинения писались воспитанницами грамотно и литературно.

В силу особого распоряжения занятия в 1 и 2 отделениях закончены были 1 апреля и воспитанницы этих отделений были распущены по домам с переводом их по годовым баллам в следующие классы. Переведено из 1-го класса во 2-й 29 воспитанниц, даны переэкзаменовки 5 и оставлено на повторительный курс 1, переведено из 1-го класса в 3-й 38 и дана переэкзаменовка 1.

С 24 по 28 апреля произведён был экзамен ученицам, оканчивающим курс, для получения свидетельств на звание учительниц школы грамоты.

На основании письменных работ и устных ответов удостоены получения установленных свидетельств 27 воспитанниц, которые удостоены перевода в дополнительный класс. по слабости успехов оставлено на повторительный курс 2 и не допущены до экзаменов также 2 воспитанницы.

 

Организация педагогических занятий у учащихся и их практических упражнений в образцовой школе

 

При второклассной школе имеется образцовая школа с 3 группами, в которой воспитанницы дополнительного класса и 3-го отделения знакомятся с ходом учебного дела, всматриваются во все подробности школьной жизни, видя пред собой пример учащих. Обыкновенно это дело велось так: воспитанницы присутствовали на типичных уроках, даваемых о. законоучителем и учащими школы, при этом знакомились с теми приёмами, какие употреблялись ими при ведении их. После знакомства с общей дидактикой и после того, как воспитанницы уже достаточно освоятся с порядком и приёмами ведения учебного дела на типичных уроках, даваемых о. законоучителем или учительницей, сами воспитанницы давали уроки в образцовой школе, по арифметике, русскому языку, церковно - славянскому языку и чистописанию, что обыкновенно бывало в октябре месяце. Очередной воспитаннице дня за 2 — 3 давалась учительницею тема для подробной разработки плана ведения урока в школе. Воспитанница после того составляла подробный план своих занятий в школе и представляла его на одобрение учительнице. Последняя при рассмотрении его делала всякого рода поправки, если то требовалось, давала разъяснения и указания, как надо вести урок правильно, согласно дидактических требований. Подготовленная таким образом воспитанница выступала в образцовой школе в качестве учительницы, занимаясь в одно и тоже время с тремя группами. На таковой урок собирались о. законоучитель, учительницы и все ученики 3 и дополнительного класса. Присутствующие на уроке учащие и воспитанницы строго следили за ходом урока, замечали его достоинства и недостатки. На ближайшем уроке дидактики, или на вечерних занятиях, или даже в праздничный день, данный урок в образцовой школе подробно разбирался…

… помимо этого две воспитанницы из старших классов по очереди присутствовали ежедневно в образцовой школе, где они присматривались к школьным порядкам или помогали учительнице, по её указанию, в занятиях с одной из групп школы.

Практические уроки воспитанницами давались в образцовой школе по русскому языку, церковно-славянскому, арифметике и чистописанию и велись вполне правильно.

Ежедневное присутствие учениц старших отделений в образцовой школе, через что знакомство их со школьными порядками и практические уроки, даваемые в той же школе, достаточно приготовляли учениц к ведению учебного дела в народных школах. При поступлении в народные школы воспитанницы второклассных школ на первых же уроках являлись хозяевами дела, умеющими вести учебное дело и с 3 группами правильно и с успехом, поставить дисциплину в школе надлежащим образом.

Постановка дополнительных и практических занятий: иконописание, музыка, сельское хозяйство, ремёсла и рукоделие во второклассной школе.

Из дополнительных занятий во второклассной школе велось только обучение девочек рукоделию. В младшем отделении воспитанницы обучались вязанию на двух спицах рядами взад и вперёд, вышиванию по канве крестом и русским швом, филейной строчке, английскому шву, шитью прямого и узкого рубца с прибавлением обучения делать сборки и сквозные строчки.

Во втором отделении преподавалось обучение вышиванию по бархату, вышиванию гладью, вышиванию петель, шитью на машине.

В третьем отделении преподавалось рисование выкроек, фасоны сорочек, шитьё платков и белья. Успехи по рукоделию весьма хорошие. Представляемые на экзамене шитыя скатерти, вязаные коврики, шитыя гладью полотенца вызывали одобрение комиссии. На тех же уроках рукоделия, а также и в свободное время ученицы шили бельё на солдат из материала, купленного на их же средства. Сшитое бельё отправлено в армию.

Учебные средства и пособия

Учебников, учебных руководств, учебных пособий и письменных принадлежностей было достаточное количество. Как учебники, так и письменные принадлежности выдавались всем воспитанницам безвозмездно.

Состояние библиотеки и кабинета наглядных пособий. Работы учениц над изготовлением пособий.

При школе имеется библиотека для внеклассного чтения, состоящая из отделов:

•  Религиозно-нравственного 296 книг,

•  Литературного – 850 книг,

•  Естественного – 60 книг,

•  Исторического – 90 книг,

•  Географического – 65 книг,

•  Медицинского – 5 книг,

•  Сельскохозяйственного – 24 книги, а всего 1394 книги.

Наглядными пособиями по священной истории и гражданской географии, физике и гигиене служили карты и картины и приборы. По священной истории имеются 2 карты, по гражданской истории тоже 2, по географии 10, глобус и теллурий, по анатомии человека две карты, по ботанике 5, по зоологии 30 картин. Пособиями по физике служили следующие приборы: весы, блоки, модель насоса, реторты для добывания кислорода, лупа, микроскоп, волшебный фонарь, термометр, магнит, электрическая машина, …

Простейшие приборы — сифон, пипетки и т.п. приготовлялись ученицами.

Состав учащих, их образовательный ценз и продолжительность службы

Заведующий школою, он же и законоучитель, свящ. Тимофей Петрович Лепилин, окончивший курс Екатерининского Учительского Института, на школьной службе состоит с 1887 года.

Старшая учительница арифметики, физики и гигиены Мария Александровна Старых, окончившая курс Св. Владимирской церк.-учит. школы, в должности с 1911 г.

Учительница русского языка Пелагея Николаевна Коноплясова, окончившая курса гимназии, в должности учительницы состоит с 1915 года.

Учительница дидактики и геометрического черчения Олимпиада Дмитриевна Кутукова, окончившая курс Дровнинской церк.-учит. школы, на службе с 1911 года.

Учительница истории, географии и славянского языка Мария Николаевна Громковская, окончившая курс Епархиального женского училища, на службе в церковной школе с 1897 года, а в данной — с 1915 года.

Учитель пения, диакон Иннокентий Васильев Калугин, окончивший курс двухклассной школы, на службе состоит с 1911 года.

Учительница рукоделия Елизавета Васильева Сабурова, домашнего образования, на службе с 1898 года.

Попечительница, вдова генерала Ольга Алексеевна Новикова, с 1898 года.

Число учащихся к 1 января. Число вновь поступивших в школу в начале отчётного учебного года. Число окончивших курс учения

Всех учащихся во втором классе было 108, из них в младшем отделении 36, в среднем – 39, и в старшем – 33, в дополнительном классе 22 и в образцовой школе 73. В начале учебного года поступило в школу 34 девицы, окончило курс во втором классе 27 и в дополнительном отделении 22.

Воспитание во второклассной школе

Меры православно-церковного воспитания. Утренние и вечерние молитвы и порядок совершения их. Участие учащихся в церковном богослужении. Провождение праздников. Дни говения.

Утренние и вечерние молитвы совершались неопустительно. Обыкновенно для этого воспитанницы собирались в школьный коридор, где и становились все в ряды, пред Иконой зажигалась лампада и дежурная воспитанница начинала читать молитвы, положенные по часослову, громко, внятно, благовейно…

… на молитве поминались усопшие "болярин Александр", строитель и учредитель школы, бывшая учительница "девица Елизавета", а также и все воины, положившие живот свой на брани и пелось "Со святыми упокой"… и Вечная память.

… на молитве всегда присутствовали все учительницы и нередко о. законоучитель.

… пред отправлением в храм предварительно все воспитанницы собирались в школьный коридор, откуда, по проверке дежурной учительницей, попарно шли в храм, где и становились рядами около левого клироса под наблюдением учительниц…

… из учащих организован хор, который пел в храме все песнопения всенощного бдения и Божественной Литургии, а общеупотребительные молитвы … пелись всеми воспитанницами.

Во все высокоторжественные дни после Литургии учащие и учащиеся собирались в школьный коридор, где пред портретом Государя Императора пели народный гимн и многолетие…

Особые школьные торжества, паломничества

Таковых в школе в отчётном году не было.

Нравственное и патриотическое воспитание. Строй жизни в общежитиях.

Учащие принимали все меры к тому, чтобы развить в питомицах чувства нравственного долга, приучить послушно исполнять свои обязанности в отношении к Богу, людям и самим себе, быть воздержанными, скромными, трудолюбивыми, послушными и строго исполнять желание старших-родителей и воспитателей, направляющих волю питомиц к деланию добра.

Вся жизнь воспитанниц в общежитии шла по одному определённому порядку, выработанному многолетней практикой. Обыкновенно, воспитанницы по звону в шесть с половиной часов утра вставали, убирали свои постели, приводили себя в порядок. В семь часов совершалась молитва, после которой ученицы пили чай с белым хлебом, а с восьми часов, начинались уроки, по 55 минут каждый. Уроки начинались и оканчивались молитвой. После 3-го урока бывала перемена 30 мин., во время которой воспитанницы пили чай с чёрным хлебом. В половине второго часа уроки оканчивались и воспитанницы обедали. Время послеобеденное, с 2 до 4 часов вечера, назначалось воспитанницам для отдыха. В 4 часа подавался вечерний чай с белым хлебом и после того начинались вечерние занятия, на которых воспитанницы готовили уроки к следующему дню. В 9 час. вечера ученицы ужинали, а после того совершалась вечерняя молитва и воспитанницы отправлялись спать.

Школьные дежурства и виды товарищической взаимопомощи

Ежедневно назначались две из среды воспитанниц в столовую, где они разливали чай, раскладывали за обедом и ужином порции, разносили кушанья товаркам за столом; они же и помогали прислуге мыть посуду. Помимо этих, ежедневно назначались ещё из двух старших отделений по очереди воспитанницы, которые принимали от экономии провизию, вели запись израсходованных продуктов, помогали на кухне в приготовлении кушаний и следили за чистотой столового белья, а также и при стирке всего белья. Кроме того, две воспитанницы дежурили в классах, коридоре и учительской. Обязанности этих дежурных таковы: поддерживать чистоту в классах, выметать полы, стирать пыль со столов, окон и парт, проветривать классы во время перемен, приготовлять все необходимые для классных занятий предметы: доску, мел, полотно для стирки с доски, географические и другие карты; на тех же дежурных лежала обязанность следить за лампадами пред иконами в классах, зале, столовой и спальне, чтобы они всегда были чисты, фитили в них надлежащим образом заправлены и зажжены.

Отношение учащих и учащихся

К исполнению всех требований школьной дисциплины стремились все учащие. Под их руководством и надзором проходила вся жизнь воспитанниц. Учащие дежурили в школе по очереди: они присутствовали на утренней и вечерней молитве, водили учениц парами к ней, обедам и ужинам, ходили с ними гулять после обеда, следили за чистотой школьного здания и за опрятностью в костюме учениц. Кроме сего, каждая из учительниц состояла классною наставницею, начиная с 1-го отделения и вела учениц под своим надзором до выхода из школы, влияя на них своим примером, приучая их с первых дней поступления в школу к доброму поведению и определенному порядку, поощряя одних одобрением к большему труду и усердию и вразумляя грубых, ленивых и непослушных. Мерами взыскания служили: предостережение, выговор наедине, пред классом, выговор от целого Совета школы. В отчётном году грубых отступлений от школьных правил не замечалось, а потому и учащим не приходилось прибегать к особым мерам наказания.

Эстетическое воспитание. Заботы о красоте и изяществе. Украшение классных помещений.

Учащие употребляли все меры к тому, чтобы развить в воспитанницах особую заботу и чувство ко всему изящному и красивому, для чего все вместе ежедневно старались убрать свой класс, место своего постоянного пребывания, так, чтобы придать ему возможно красивый вид и уют. Иконы в классах убирались воспитанницами шитыми полотенцами или гирляндами из еловых веток, пред иконой в каждом классе зажженная лампада, а внизу пюпитр, накрытый обязательно красиво вышитым полотенцем, на пюпитре полагалось Св. Евангелие. На стенах классов развешивались картины священно-исторические, географические, по анатомии, из мира растений и животных. Всё это доставляло классу вид делового и красивого помещения.

Музыкальные занятия

В школе имеются рояль и скрипка, играть на которых воспитанницы понемногу приучались.

Литературные и музыкальные собрания и вечера

В отчётном году воспитанницами второклассной школы вместе с Иоанно-Богословской церк.-учит. школой устраивался концерт, сбор с которого был назначен на нужды войны. На этом концерте воспитанницы пели гимны, стихотворения и песни. Кроме этого двумя старшими отделениями в разное время года устраивались домашние литературно-вокальные вечера; ставили сценки, пелись песенки, читались стихотворения, были и живые картины. По праздникам устраивались вечерние чтения с туманными картинами. Чтения были религиозно-нравственного, литературного, исторического и географического содержания.

Заботы о благоприличии внешнего поведения

Все воспитанницы одевались по установленной форме. Роскошь и неряшливость в костюмах преследовались и всегда рекомендовалось одеваться просто, чисто и опрятно, следить за причёской своих волос. Заботясь о внешней чистоте и опрятности, учащие обращали серьёзное внимание и на поведение учащихся и в этом достигали прекрасных результатов: воспитанницы к начальникам, учителям и вообще к старшим себя всегда были почтительны, вежливы, услужливы, правдивы, во взаимных отношениях обходительны, ласковы, дружелюбны и благонравны.

Гигиенические условия и заботы о чистоте школьных помещений, о чистоте платья и постельных принадлежностей

Школьное здание, в котором проживали воспитанницы, имело особые помещения для классов, столовой и спальни. Все эти помещения высокие, светлые, сухие, тёплые и имеют достаточно воздуха. Классная мебель, на которой проводят ученицы большую часть дня, устроена по рациональным образцам. Школьное здание содержалось в возможной чистоте, полы во всём здании мылись обязательно 3 раза в неделю, а по мере надобности и чаще. За чистотою в школе следят учащие и учащиеся. К большим праздникам обметались потолки и все стены здания, а летом таковые белились мелом и известью. Постельные принадлежности: простыни, наволочки, тканьевые одеяла часто стирались, а тюфяки и зимние одеяла выбивались. Верхние платья учениц часто мылись, или же чистились щётками. При школе имеются баня, в которой воспитанницы через девять дней моются.

Прогулки и работы на воздухе

Ежедневно после обеда ученицы под надзором учительницы ходят гулять в церковную ограду, иногда же прогулки устраивались и вокруг села.

Осенью, в начале учебного года, в послеобеденное время ученицы работали в школьном огороде: выбирали картофель, срубали капусту, вырывали свёклу, морковь.

Гимнастика и военный строй

Обучение гимнастике и военному строю в школе не производилось.

Игры

В свободное время, в хорошую погоду дежурная учительница устраивала игры на свежем воздухе в мяч, в горелки, ученицы водили хоровод с пением и т. п.

Заботы о предупреждении и лечении болезней. Обслуживание лечебной помощью.

При школе имеется больница, при которой находится постоянная фельдшерица, на которой и лежат все заботы о предупреждении и лечении болезней учащихся. При появлении больных в школе, они осматриваются фельдшерицей и смотря по роду болезни, одни отправляются в больницу для лечения, другие же лечатся, живя в общежитии. В трудных заболеваниях, или при появлении эпидемий всегда вызывался врач из соседней в с. Стар. Юрьеве земской больницы. За отчётный год трудных больных не было, а также не было и эпидемических заболеваний.

Врачебный осмотр учащихся и санитарное наблюдение за школой

Врачебного осмотра всех учащихся в отчётном году не было. Санитарный же надзор за школьным зданием, его чистотой, правильным отоплением, достаточным освещением, снабжением кипячёной водой для питья учащихся, а также за чистотой отхожих мест и выгребных ям постоянно был как со стороны о. заведующего, так и всех учащих. Таковой же надзор был и за всеми учащимися. При приёме дети, представляющие явные признаки болезненности, в школу не принимались. При возвращении из отпуска после летних и зимних каникул больные воспитанницы выделялись и отправлялись в больницу. Вместе с тем все учащие следили за тем, чтобы всем воспитанницам была привита оспа и вообще учащие принимали со своей стороны все меры к соблюдению здоровья воспитанниц, следя за их чистоплотностью, рассаживая их в классных помещениях согласно возрасту и физическому развитию.

Порядок ведения школьного хозяйства

При школе ведётся хозяйство. Имеются две лошади для обработки школьной земли, для доставки провизии для учащихся с ближайшего базара или из города Козлова, для накачивания воды из колодца в умывальники и отхожие места. Среди учебного года приобретались свиньи, которые выкармливались остатками от стола воспитанниц, а затем продавались за более высокие цены против покупки. Всё школьное хозяйство находилось в ведении школьного Совета, который и следил за правильным пользованием школьными лошадьми, своевременной обработкой школьных полей и огорода.

Местные средства. Число живущих в общежитии и приходящих. Размер взносов за содержание в общежитии.

В отчётном году местных средств поступило: от взноса учениц 11130 руб., от урожая с поля и огорода 516 руб. 80 коп, от продажи свиней 250 руб., от продажи продуктов 62 руб. 73 коп., а всего 11959 руб. 53 коп.

Всех воспитанниц жило в общежитии 143, приходящих во второй класс было 10 и в приготовительное отделение 3. Все воспитанницы, живущие в общежитии, вносили за своё содержание 100 руб. в год.

Школьные земельные участки и использование их

Школа имеет участок земли в 12 дес. 1800 кв. саж., который эксплуатируется так: десятина под огородом, на котором посажены огурцы, капуста, свёкла; две десятины засаживаются картофелем, 1 дес. засеяна рожью, 2 дес. пара, 2 дес. проса, 1 дес. овса, 2 дес. посевной травы и 1800 кв. саж. под усадьбой.

Содержание школьного здания и содержание инвентаря

На содержание школьного здания: отопление, освещение, прислугу, ежегодный ремонт отпускается казённых средств 600 руб., но их на этот предмет не достаёт; недостающая сумма пополняется из местных средств таким образом: на содержание дома, ремонт и хозяйство 806 руб 24 коп, отопление и освещение 2676 руб., содержание больницы 450 руб., в жалованье прислуге 620 руб., мелочных расходов 280 руб., а всего 4832 руб. 24 коп.

При школе имеются из живого инвентаря 2 лошади и 4 поросёнка, а из хозяйственного — тележка, телега, санки, простые сани, двое дрог, соха, борона, плуг, сеялка, два хомута, шорка и другая необходимая сбруя. Кроме того имеются: 22 кадки для запаса огурцов и капусты на зиму, трое весов, кухонная и столовая посуда в достаточном количестве.

Во всех классах, столовой, спальнях, учительской и других помещениях висят в переднем углу иконы с лампадами.

Помимо сего имеется из классной мебели: 82 парты, 33 стола, 1 мягкий диван, 4 больших деревянных дивана, 20 скамеек, 6 передвижных классных досок и 4 стенных из линолеума, 12 шкафов, 39 гардеробов, 6 комодов, 155 коек, 6 дюж. Стульев, 4 стенных часов, 3 зеркала, 2 письменных стола и 30 ламп. Весь перечисленный инвентарь находится в исправности.

Попечительница второклассной школы и её помощь

Попечительницей школы состоит вдова генерала Ольга Алексеевна Новикова, весьма сочувственно относящаяся к школе, её интересам, стремящаяся всеми мерами оказать её помощь там, где она это может сделать.

Рейтинг@Mail.ru Веб-дизайнер: Позднякова Н.Н.
Хостинг от uCoz