главная

Из истории Староюрьевского района

Спасское

Картины Г.В. Сороки, написанные в имении Спасское Козловского уезда Тамбовской губернии

Рыбаки

  Вторая половина 1840-х годов, холст, масло,

Областная картинная галерея, г. Тверь

  В 1840-х годах Григорием Васильевичем Сорокой, крепостным Н. П. Милюкова и талантливейшим учеником А. Г. Венецианова, было выполнено несколько так называемых больших пейзажей, произведений, в которых отразились светлые представления цельной и чистой человеческой души о мире.

Самое потаенное, дорогое и интимное отлилось в этих пейзажах в художественно совершенную и целомудренно-строгую форму.

  В «Рыбаках» вид определенной местности (очевидно, имения «Спасское-Лепехино» Тамбовской губернии, принадлежавшего брату матери владельца Сороки, П. В. Милюковой) обладает подлинностью и достоверностью конкретного факта. Но этот рядовой факт преображается глубиной постижения смысла существования человека и природы.

Мир картины строго упорядочен. В его светлом пространстве дышится легко и свободно, хотя все предметы тяготеют к правильным, совершенным формам и четко зафиксированы на плоскости, а построение полотна держится на внутренней симметрии. Этот незримый и ненавязчивый порядок, скрепляющий изнутри разнообразные проявления действительности, дает ощущение ее цельности и целесообразности.

  Изображено конкретное время суток: закатное солнце своим розовым светом объединяет цветовую гамму полотна, вечернее настроение умиротворенного покоя разлито в природе. И все же изображенное существует словно вне зависимости от естественной текучести временного потока. Это некая устойчивая форма жизни природы, извлеченная художником из самых ее глубин, выражение одухотворенной и одухотворяющей красоты и согласной слитности человеческого и природного миров.

 

Вид на плотину в имении Спасское

конец 1840-х г, холст, масло, 66х88
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Теплый летний день. На берегу водохранилища, перегороженного плотиной, беседует группа крестьян. Вдали виден огромный массив деревьев с барской усадьбой. На правом берегу, у схода на плотину, высятся две декоративных колонны. 

Все перечисленное художник вместил в одну треть полотна. Остальное пространство отдано изображению неба с легкими облаками, огромность которого словно вносит покой и соразмеренность в жизнь людей. Колорит и линейное построение картины — повторяющиеся горизонтали берега островка слева, плотины и ее отражения, движения облаков; перекличка цветовых фрагментов; уравновешенность правой и левой частей картины фигурами людей и колоннами, отражающимися в воде, — усиливают эти настроения, а причудливый абрис деревьев барского сада на фоне неба и дуга береговой линии на переднем плане вносят разнообразие в ее ритмическую композицию.

 

Вид в имении Спасское

1840-е г, холст, масло, 69х88.5
Областная картинная галерея, г. Тверь

 

�������@Mail.ru © Н.А. Поздняков