В 1840-х годах Григорием Васильевичем Сорокой, крепостным Н. П. Милюкова и талантливейшим учеником А. Г. Венецианова, было выполнено несколько так называемых больших пейзажей, произведений, в которых отразились светлые представления цельной и чистой человеческой души о мире.
Самое потаенное, дорогое и интимное отлилось в этих пейзажах в художественно совершенную и целомудренно-строгую форму.
В «Рыбаках» вид определенной местности (очевидно, имения «Спасское-Лепехино» Тамбовской губернии, принадлежавшего брату матери владельца Сороки, П. В. Милюковой) обладает подлинностью и достоверностью конкретного факта. Но этот рядовой факт преображается глубиной постижения смысла существования человека и природы.
Мир картины строго упорядочен. В его светлом пространстве дышится легко и свободно, хотя все предметы тяготеют к правильным, совершенным формам и четко зафиксированы на плоскости, а построение полотна держится на внутренней симметрии. Этот незримый и ненавязчивый порядок, скрепляющий изнутри разнообразные проявления действительности, дает ощущение ее цельности и целесообразности.
Изображено конкретное время суток: закатное солнце своим розовым светом объединяет цветовую гамму полотна, вечернее настроение умиротворенного покоя разлито в природе. И все же изображенное существует словно вне зависимости от естественной текучести временного потока. Это некая устойчивая форма жизни природы, извлеченная художником из самых ее глубин, выражение одухотворенной и одухотворяющей красоты и согласной слитности человеческого и природного миров.