Заседания Совета Иоанно-Богословской церковно-учительской школы села Ново-Александровки Козловского уезда
1903 года декабря месяца 10 дня, под председательством заведующего школой священника П.И. Кушталова
Присутствовали: Д. Бычковский
В. Бережков
Д. Вяжлинский
Священник М. Сосновский
М. Казаков
А. Самохвалов
За делопроизводителя П. Шмарин
Предмет заседания
Слушали словесное заявление о. Заведующего:
Постоянная смена учителей – это страшное зло нашей школы – неоднократно заставляла меня задуматься как над причиной этой смены, так и над теми средствами, которыми можно было бы, если не совсем устранить, то во всяком случае, насколько возможно, затормозить это постоянное бегство из нашей школы учителей.
Есть, конечно, причины этого явления, которых устранить нельзя, как например, положение с. Ново-Александровки, где находится школа, вдали от всех центров, отсутствие общества, бедная природа и некоторые другие. Устранить эти причины, как я уже сказал, не в наших силах.
Но есть другие причины, которые гнетущим образом действуют на настроение учителя и первые порождают в нём желание бежать, а между тем эти причины можно устранить. Я хочу сказать об учительских квартирах.
Бывая ежедневно в квартирах своих сотоварищей, я с сердечной болью всегда смотрел на жалкую обстановку этих квартир, которая состоит из одного сколоченного из досок стола, который играет роль то обеденного, то письменного, одной грубой кровати и двух старых стульев. Это типичная обстановка всех квартир наших учителей.
Учитель, пробывши в школе почти пять часов, возвращается к себе в квартиру, чтобы дать вполне заслуженный отдых своим взвинченным нервам. Приходит и жутко себя чувствует в этой пустыне. Утомлённый уроками, он не отдыхает, а подавляется окружающей обстановкой, т.е. я хотел сказать – пустотой. В городе он пошёл бы прогуляться, зашёл бы к знакомым, где отдохнул бы душой, развлёкся, забылся, здесь же учитель от уроков и вновь до уроков проводит время в своих четырёх стенах, где не на чем глазу остановиться, где негде присесть поуютнее, где и с работой-то расположиться нельзя, как хотелось бы.
Подадут самовар, нужно все книги прибирать на постель; придут товарищи – нужно бежать чуть не по всем квартирам собирать стулья и стаканы, чтобы угостить чаем.
Мне кажется, что эта пустота наших учительских квартир чрезвычайно тяжело отзывается на настроении живущих в них, и отсюда впервые зарождается мысль у них – скорее бежать отсюда. Это психологически вполне понятно.
Может естественно возникнуть вопрос: отчего же учителя не обзаводятся более или менее приличной обстановкой, которая бы не только не настраивала, но даже разгоняла их иногда тяжёлое настроение?
Этот вопрос, действительно, вполне естествен, и потому он требует ответа. А ответ на него следующий.
Учителя, в большинстве случаев, поступают к нам в школу прямо со школьной скамьи. Отсюда само собою понятно, какими они обладают ресурсами. Третного же не в зачёт жалованья учителям учительской и тем более образцовой двухклассной школ не полагается. Так же до последнего времени не выдавалось денег даже на проезд.
Таким образом учителя являются в школу уже с заранее образовавшимся дефицитом. А между тем им необходимо приобресть приличное платье, бельё и пр.
До покупки ли им мебели, которой в кредит не дают?
Лично я приобрёл себе мебель, так как я по своему положению должен принимать у себя высокопоставленных лиц, посещающих нашу школу, но вот уже второй год, как я не могу установить надлежащего равновесия в своём бюджете, нарушенного вследствие этой покупки мебели.
Но предположим, что кто-нибудь решится приобресть мебель, предположим даже невероятное, что у него нашлись с самого поступления средства (если бы учитель стал откладывать деньги, чтобы со временем приобресть мебель, то пока он соберёт достаточную сумму – у него уже зарождается желание бежать отсюда и потому не связывать себя лишней обузой), то спрашивается:
В случае перехода, что ему делать с этой мебелью? Рассчитывать на получение нового места по близости учителя учительской школы не имеет права, потому что их перемещают в пределах почти всей России (так, например, в течение одного текущего года из Александровской школы были перемещены: Ящинский – в Томск, Шулькевич – в Херсонскую губернию и Красивский – в Уфу).
Следовательно, учителю нечего и мечтать о том, что он может взять с собой мебель на новое место служения. Продать, но кому же?
Село Ново-Александровка состоит только из 80 дворов одних бедных крестьян. Новый учитель может купить? Но, как я уже сказал, новый учитель приезжает с дефицитом в кармане, да потом вопрос о том, когда он ещё приедет – это чрезвычайно неопределённый вопрос.
Из всего вышесказанного, мне кажется, ясно вытекает необходимость приобретения мебели для всех квартир, как заведующего, так и учителей, или на местные средства, или же нужно возбудить ходатайство об отпуске казённых средств для приобретения мебели. Но у нас и речи не может быть о приобретении мебели на местные средства, так как вследствие капитального ремонта в здании школы и бане, который производился исключительно на местные средства, у нас образовался перерасход в 1500 рублей.
Остаётся ходатайствовать об отпуске казённых сумм, тем более, что из частных сведений мне известно о существовании в некоторых школах мебели и очень приличной (например, в Шамовской, Хреновской и др.), приобретённой на казённые средства.
В заключение я должен присоединить, что я имел честь докладывать об этом Его Преосвященству Преосвященнейшему Иннокентию, Епископу Тамбовскому и Шацкому, во время посещения Его Преосвященством нашей школы, и Его Преосвященство благосклонно отнёсся к этой мысли.
Об этом же я беседовал с старшим помощником Наблюдателя – А.М. Ванчаковым, когда он приезжал к нам для ревизии нашей школы, который также одобрил эту мысль, подтвердив, что в некоторых школах действительно есть казённая мебель для заведующего и учителей, и советовал возбудить надлежащее ходатайство.
Вследствие всего вышеизложенного я и предлагаю Совету школы почтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством о разрешении Совету школы испросить у Училищного Совета при Св. Синоде надлежащую сумму для приобретения казённой мебели для квартир заведующего и всех учителей как учительской, так и образцовой двухклассной школ.
Справка 1.
Нормальная обстановка квартиры учителя в Шамовской школе:
1 письменный стол (хороший),
12 венских стульев,
Столы – круглый, столовый, кухонный,
Буфет,
Комод,
Гардероб,
Книжный шкап и кухонный шкап.
К этому желательно было бы присоединить по 1 кровати, по 1 лампе, по 1 зеркалу.
Смета для квартирной обстановки заведующего:
1 письменный стол – 40 руб
2 1/2 дюжины стульев по 40 руб=100 руб
1 краш. стол – 15 руб
1 обеденный стол – 20 руб
1 кухонный стол - 5 руб
1 буфет – 40 руб
1 комод – 20 руб
1 гардероб – 25 руб
2 лампы – 15 руб
2 кровати – 40 руб
1 диван и 4 кресла – 100 руб
1 зеркало – 25 руб
1 кухонный шкап – 7 руб
1 умывальник – 25 руб
1 книжный шкап – 23 руб
___________________________
Итого 500 руб
Смета по квартирной обмеблировке учителя:
1 письменный стол – 25 руб
12 стульев – 30 руб
1 круглый стол – 12 руб
1 стол обеденный – 15 руб
1 кухонный стол – 5 руб
1 буфет – 25 руб
1 комод – 15 руб
1 гардероб – 18 руб
1 книжный шкап – 18 руб
1 кухонный шкап – 7 руб
1 кровать – 10 руб
1 лампа – 5 руб
1 зеркало – 10 руб
___________________
Итого – 200 руб
Для 8 учительских квартир 200х8=1600 руб *
* Совет школы, принимая во внимание, что мебель приобретается не на один год, а также принимая во внимание, что учителя могут быть семейные (что чрезвычайно желательно), считает необходимым приобрести такую мебель и в таком количестве, чтобы она была с одной стороны вполне приличная, а с другой стороны, чтобы она вполне была достаточна для обстановки квартиры семейного человека.
Определение Совета
Постановили:
Вполне соглашаясь с вышесказанной мыслью о. Заведующего о важности обмеблировки квартир заведующего и учителей казённой мебелью за невозможностью для учителей обмеблировать их на свой счёт – почтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством – разрешить Совету школы, за неимением местных сумм, возбудить ходатайство пред Училищным Советом – отпустить в распоряжение Совета 2100 рублей на приобретение мебели для квартир заведующего и всех учителей как учительской так и образцовой двухклассной школы.
ГАТО, Ф. 191, Оп. 1, Д. 27