ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МОСТ
с. Старое Юрьево, козловского уезда
(корреспонденция «Козловской газеты»)
Паровоз дает свисток. Поезд «прокисловской» линии медленно подходит к ст. Староюрьевской и останавливается.
Кому нужно, тот слезает. К услугам немногих пассажиров, у станции виднеются пять – шесть простых деревенских телег с соломкой или сенцом для сидения. Лошади – препорядочные одры. Ехать до села версты две. Оно вон, на том берегу речки, со своими соломенными хатами, гумнами, огородами и церковью, колокольня которой представляется необыкновенно тонкою и высокою.
- Ведь запылят эти возницы, - говорит один опытный человек, указывая на мужиков с телегами. Лучше пешком, да тут же и близко.
Большинство жаждущих попасть в Юрьево в самом деле идут пешком, и сзади их плетутся уж одры с телегами.
Только что кончился какой-то выселок, крайние избы которого назначены к вторичному переселению по случаю надобностей «прокисловской» линии, как начался земский мост. Это сооружение для деревни – прямо замечательное.
Мост тут был и раньше, но на оба берега он спускался в страшную топь, где вязли лошади, люди, колеса, телеги. Уездное земство всадило немало денег в гати у моста и, наконец, решило устроить здесь нечто вечное, не разрушаемое никакими дождями и половодьями. Устройство этого «нечто» было отнесено на счет губернского земства, которое и ассигновало 11 т. р. Для возведения насыпей и шоссирования их камнем.
Работы были сданы подрядчику, некоему Левину. В мае он нанял мужиков рыть землю и возить ее к мосту. В течении двух месяцев образовалась длинная дамба на одном уровне с прежним мостом.
После этого подрядчик сделал копер для вбивания свай, привез чугунную бабу, подкатил их к мосту, воодрузил на одной из насыпей и затем… все, как по щучьему веленью, приостановилось. Время свободное – бить-бы да бить эти сваи, а подрядчик уехал, рабочие разошлись. Являлся техник, осматривал мост и насыпь, что-то записал и тоже уехал.
Юрьевцы недоумевают и со страхом и трепетом переправляясь по живому мостику, накиданному рядом с земским, выражают разные догадки о причинах такой медленной «спешки». Кто говорит, что подрядчик зарвался, обманулся в расчетах и благоразумно ретировался; кто уверяет, что у него забраковали какие-то «дубки», а других взять негде; кто рассказывает о приватных операциях подрядчика с вагонами ржи, купленной им у одного богатого мужика и о том, что операции эти оказались несравненно выгоднее постройки моста…
Вообще, говорят многое, а «воз и ныне стоит там».
Хотелось бы думать, что тысячная постройка не будет заброшена и к осени закончится.
П. Р – ъ
Козловская газета, № 30, 19 июля 1901 г.
"Закат над рекой"
картина художника Юрия Демьянова (родился в с. Староюрьеве в 1964 г.)