Состояние Старо-Юрьевских земских училищ в 1895/1896 учебном году
Старо-Юрьевское 1-е земское училище 1-го разряда находится в с. Старом Юрьеве, той же волости, помещается в собственном каменном двухэтажном отличном здании. В отчётном учебном году, 14-го ноября, в нижнем этаже этого училища открыта, с Высочайшего разрешения, публичная народная библиотека имени Козловского предводителя дворянства Ю. А. Ознобишина. В неё приобретено на средства, пожертвованные почитателями г. Ознобишина, более 800 томов книг и выписано несколько журналов. На ежегодное пополнение этой библиотеки ассигновано крестьянским обществом 50 руб. и самим Ю. А. Ознобишиным 50 руб. Библиотекарем состоит учитель названной школы Н. Комаров, который получает за это заведывание библиотекой 60 руб. в год от Козловского земства. Состав преподавателей этого училища в отчётном году сократился на одного помощника, ввиду открытия в том же двух новых училищ, с отдельной учительницей в каждом. Помощницей учителя осталась г-жа Сеславинская, законоучителем священник Сеславинский. Осматривалось мною это училище 18 ноября и 15 марта. Учащихся в нём по списку значилось 140, в том числе 31 девочка, а на лицо оказалось в ноябре 111, в марте 101.
Состояние успехов в этом училище оказалось только хорошим. Дело в значительной степени страдает от малоспособной помощницы учителя и от небрежного отношения к занятиям о. законоучителя, который к тому же очень часто болеет. Г. Комаров занимался с младшим и старшим отделениями, а г-жа Сеславинская – с одним средним. В первых двух отделениях успехи были очень хорошими, они могли бы быть ещё лучше, если бы г. Комаров не управлял церковным хором и не состоял бы библиотекарем Ознобишинской библиотеки. К 18 ноября в 1 отделении звуки изучены были все, но чтению не доставало плавности и сознательности. По арифметике в пределах 1-го десятка ученики считали слишком робко и неуверенно. В 3 отделении русское чтение было несколько монотонным, но зато пересказ прочитанного был очень свободный и связный («Екатерина II и Ломоносов»). По-славянски Евангелие и часослов ученики читали громко и внятно с церковной интонацией, но с соблюдением знаков препинания и хорошим переводом прочитанного (8-я гл. Ев. Марка). По арифметике прекрасно было поставлено г. Комаровым устное счисление и счёт на торговых счётах. Грамматические сведения были усвоены учениками значительно слабее. Во 2 отделении все предметы были поставлены г-жой Сеславинской одинаково слабо. Читали у неё многие ученики буквально по складам («Суслик»), а по-славянски перевирали даже звуки, не говоря уже об ударениях, и не знали значений простейших славянских слов: «аможе, аще, иже» и т. под. В арифметике же они были до того невежественны, что не могли ответить на вопрос: во сколько раз 90 больше 45? При этом обнаружилось, что сама г-жа Сеславинская совершенно незнакома с приёмами преподавания этого предмета. По Закону Божию познания учеников были удовлетворительными только в 1 и 3 отделениях, где помогал в преподавании о. законоучителю г. Комаров, а во 2 отделении дети не знали даже молитв. Классное пение преподаёт г. Комаров с отличным успехом при помощи скрипки, которой он владеет прекрасно. Обучение детей и взрослых крестьян пению составляет любимое занятие г. Комарова. Он организовал из учеников и крестьян любителей хор, с которым поёт все службы в праздничные дни. Его пение в церкви приезжают слушать многие любители из окрестных сёл. За управление церковным хором г. Комарову крестьяне положили особое жалованье в размере 150 руб. в год. К экзамену были представлены 6 мальчиков и 3 девочки и все удостоены свидетельств. При школе есть свежая ученическая библиотека, имеющая до 150 названий. На отведённой при училище земле (3/4 десятины) г. Комаров намерен заняться разведением сада, для чего он нынешним летом уехал учиться садоводству в г. Орле. В конце отчётного года разрешены в помещении этого училища тамбовским епископом и народные чтения, которые ведутся о. законоучителем и г. Комаровым. Фонарь для чтений куплен на средства, пожертвованные г. Ознобишиным (50 руб.), а брошюры и картины высылаются из Тамбова. Весьма усердно и с выдающимся успехом обучает г-жа Сеславинская учащихся девочек рукоделию. Особенно хорошо её ученицы плетут кружева на коклюшках.
Староюрьевское 2-е «Баландинское» земское училище 1-го разряда находится в том же селе, что и предыдущее, помещается в собственном деревянном очень хорошем здании, отстроенном только к началу минувшего учебного года под наблюдением учителя 1-го Старо-Юрьевского училища, Н. Комарова. На постройку этого здания крестьяне занимали из земства 1000 рублей долгосрочной ссуды. Открыто это училище 14-го сентября 1895 года. Законоучителем в него назначен Епархиальным начальством священник о. Гавриил Соколов, учительницей определена г-жа Ротова, служившая прежде 9 лет учительницей сельской школы в Елецком уезде, Орловской губернии. Она из окончивших курс 8-классной женской прогимназии; принадлежа к обеспеченной дворянской семье, она пошла в сельские учительницы по призванию. Осмотрено мной это училище вместе с г. предводителем дворянства 13 ноября, и одним 13 марта.
Учащихся в нём по списку значилось 98, в том числе 20 девочек, а налицо оказалось 83 в ноябре и 80 в марте. В это училище много учеников перешло из 1-го училища, так что в нём сразу образовались все три отделения, хотя в старшем было только три мальчика. Будучи очень образованной и развитой особой, г-жа Ротова оказывает весьма заметное воспитывающее влияние на учащихся у неё детей и главное внимание обращает в преподавании на развитие в них привычки к самостоятельному мышлению и правильной, более или менее литературной форм речи. Все мальчики в её школе были острижены, в чистом платье и с чистыми умытыми лицами и руками. К посетителям школы дети относились не с дикой робостью, а с любезной вежливостью и услужливостью. Во всех внешних приёмах и технике преподавания г-жи Ротовой была видна рука опытной и беззаветно преданной своему делу учительницы. Будучи способной отнестись критически к учебникам и программе народной школы, она совершенно правильно отводит орфографии и грамматическим сведениям самое последнее место в ряду предметов изучаемых её учениками. Механизм русского и славянского чтения и, особенно, пересказ прочитанного, каллиграфия и устные арифметические вычисления – вот предметы, которые были поставлены г-жой Ротовой безукоризненно. Очень хорошо те же дети 2 и 3 отделений декламировали стихотворения и коротенькие басни. На уроках объяснительного чтения г-жа Ротова нередко читала вслух своим ученикам купленные ею на свои средства книги, стараясь их заинтересовать и развить в них любовь к самостоятельному чтению книжек. О. законоучитель тоже относился к преподаванию закона Божия с замечательной ревностью, сообщая все сведения в расширенном объёме и с интересными для детей подробностями, особенно Священную Историю и отдел о храме и богослужении. Успехи были отменные во всех отделениях. К экзамену были представлены все три мальчика старшего отделения и все удостоены свидетельств. Учащихся девочек г-жа Ротова с весьма хорошим успехом обучала рукоделию. Библиотека в эту школу (на 60 руб.) будет выслана из земства в наступающем учебном году.
Старо-Юрьевское 3-е земское училище 1-го разряда находится в том же селе, где два предыдущие училища, помещается в собственном деревянном очень хорошем здании, отстроенном к началу отчётного учебного года одновременно с предыдущим училищем под наблюдением того же г. Комарова. Стоимость его одинакова со 2-м Старо-Юрьевским училищем – 1300 руб. и открыто оно в один день с названной школой, т. е. 14 сентября. Законоучителем этого училища утверждён Его Преосвященством священник Сеславинский, а учительницей назначена г-ха Хитрова, перемещённая сюда из Старо-Александровского училища. Осматривалась эта школа мной вместе с г. предводителем дворянства 13 ноября и, кроме того, 13 марта я был в ней один. Учащихся в ней по списку значилось 84, в том числе 20 девочек, а налицо было в ноябре 69, в марте 75. В этом училище, благодаря переходу учеников из 1-го училища, тоже сформировались все три отделения: в 1-м отделении было 74 ученика, во 2-м – 8, в 3-м – 28?. Г-жа Хитрова уступает много г-же Ротовой в солидности образования (она только кончила курс женской прогимназии), в педагогической опытности, но способности у неё к педагогическим занятиям нисколько не ниже и не беднее, чем у названной учительницы. В силу указанной неопытности, она не умела пока поддерживать в классе образцовой дисциплины и не всегда целесообразно распределяла самостоятельные занятия во всех 3-х отделениях. Что же касается результатов её усердных занятий, то их следовало признать весьма хорошими, за исключением разве чистописания во 2 и 3 отделениях. Особенно хорошо ею было заправлено младшее отделение. К 13 ноября здесь было усвоено 14 звуков вполне основательно, дети прекрасно сливали эти звуки и писали их на грифельных досках в различных сочетаниях. По арифметике изучение 1-го десятка тоже шло очень успешно. Ученики уже бойко и безошибочно прибавляли и отнимали в пределах десятка по 2, по 3 и по 4 единицы и решали … задачи на эти действия, с записью своих решений на своих досках. В среднем и старшем отделениях г-жа Хитрова старалась в своём преподавании строго следовать рекомендованным методикам и руководствам, которые ею были весьма добросовестно изучены. Не прочь была она воспользоваться добрым советом и указанием более опытной в учительском деле г-жи Ротовой; на её уроках она изредка присутствовала и жадно всматривалась в каждую мелочь её преподавания. Благодаря этому, г-жа Хитрова тоже обращала должное внимание на объяснительный элемент в своих уроках русского и славянского чтения и зорко следила за правильностью выражений учеников при пересказе ими прочитанных статей. Ей не удалось только искоренить у учеников 3-го отделения монотонности в чтении, которую они принесли с собой из 1-го училища. По закону Божию успехи в 1 и 2 отделениях были хорошими только благодаря бескорыстным занятиям по этому предмету г-жи Хитровой, и о. законоучитель в эти отделения почти не заглядывал совсем. Ему препятствовала быть аккуратным его хроническая болезнь. К экзамену г-жа Хитрова приготовила одного ученика, который и удостоен свидетельства. Рукоделием с учащимися девочками г-жа Хитрова занимается усердно и с очень хорошим успехом. Девочки в конце года у неё уже вышивали по канве и вязали чулки и кружева. Библиотека в эту школу, как и в предыдущую, будет выслана в следующем учебном году.
Инспектор народных училищ Тамбовской губернии Козловского уезда 6-го участка М. Сеславинский
ГАТО, Ф. 105, оп. 1, д. 2417