главная

грунтовые дороги в 1897 году (в границах Староюрьевского района)

 

 

 

ГРУНТОВЫЯ ДОРОГИ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

составил Тамбовский губернский земский статистик Н. Романов

Издание Тамбовского губернского земства

Тамбов, 1897

 

…Всякая грунтовая дорога не такой неизменный путь движения грузов, как рельсовая линия, и не такой даже, как шоссе: летом везут грузы одной дорогой, а зимой другой, весной или осенью еще какой-нибудь третьей, в объезд заливаемых и топких мест. В самое сухое летнее время сплошь и рядом ямщики и извощики соблазняются сокращением расстояний и едут «прямиками», не проезжими во всякое другое время года.

Из северных волостей Козловского уезда вывозят хлеба, главным образом, на ст. Александро-Невскую волости Никольская, Спасская, Боголюбская, Чурюковская, Николо-Мизинецкая и Голицинская. Расстояния и пути до ст. Александро-Невской указаны нам следующие: а) от с. Никольского 20 верст, зимою через Семеновку (Ряз. губ.), летом через Черемушку (Козл. уезда), б) от с. Спасского 18 верст, дороги из всей Спасской волости разные, но сходятся за 6 верст от Александро-Невской у с. Благие, Рязанской губернии; в) от Богоявленского 28 верст, дорога по Козловскому уезду через Златоустовку и Анненку тоже на с. Благие; г) от с. Чурюкова 35 верст, по Козловскому уезду через с. Ивановское, далее по Рязанской губернии через Студенки, Канищево, Ольховку (зимою с. Благие остается влево); д) из Никольского Мизинца 25 верст, по Рязанской губернии через Спешнево-Гаи и другими селениями на с. Благие; е) от с. Голицина 45 верст, по Козловскому уезду через Н. Мизинец, далее по Рязанской губернии через Спешнево-Гаи на Благие.

Старое Юрьево . Станция при большом селе этого имени, находящемся на Козловско-Шацком тракте в 49 верстах к северу от Козлова. Помещения станции в расстоянии около 2 верст от базарной площади села. Здесь давно существует еженедельный базар по вторникам, но в хлебной торговле он получил значение только после проведения сюда ж. д. Богоявленск – Сосновка. Село имеет и четыре ярмарки (весенняя Никольская, летняя Петровская, осенняя Семеновская и зимняя Никольская). На ярмарки приезжают с разными товарами торговцы из Козлова, Моршанска, Раненбурга и Шацка. Местных постоянных хлебных торговцев только человек пять и незначительных, но во время оживления хлебной торговли осенью бывают временные покупщики хлебов более крупные (из Ухолова и другие). Пока хлебная ссыпка не перешла еще к самой станции, а держится на базаре в селе (доставка потом хлебов на ж. д. стоит рублей 5 с вагона). Постепенно в селе развивается покупка свинины, табаку. При всем том Старое Юрьево пока представляет еще слабый хлебный рынок и из близких к нему мест крестьяне продолжают возить хлеба на продажу – на юг в Козлов и на север на ст. Александро-Невскую. К району Старого Юрьева теперь принадлежат волости Старо-Юрьевская, Ново-Юрьевская, Вишневская, отчасти Покровско-Васильевская, Чурюковская и Хоботец-Богоявленская. Из последней волости начали продажу хлеба в Ст. Юрьево села Еремеево и Гололобово, потому что они на тракте к Юрьеву и недалеко от него. Село Чурюково на том же тракте и только в 7 верстах от Юрьева, но предпочитает ему более крупный рынок при ст. Александро-Невской. В Вишневской волости более удаленные от Юрьева селения возят хлеб в Козлов. Наконец, из самого Старого Юрьева бывает еще вывозка хлеба на ст. Александро-Невскую (когда в Юрьеве заминка, нет покупателей). Из частных экономий местности, окружающей Юрьево, хлеба грузятся обыкновенно на этой станции, но ныне часть этого груза поступает и на вновь открытый полустанок «Новиковский» у с. Ново-Александровки, в 3 верстах от с. Боголюбского.

Удобный, всегда беспрепятственный путь к Старому Юрьеву только из Чурюкова, Шацким трактом и без переезда через какую либо речку. С юга из с. Вишневого ведет к Ст.Юрьеву тоже Шацкий тракт, но тут требуется уже переезжать значительную реку уезда Лесной Воронеж. Тут, на коротком расстоянии между станцией ж. д. и селом, три моста и большая гать. Доселе сооружения эти в неудовлетворительном состоянии и очень затрудняют грузовое движение весной и вообще в сырое время года.

За с. Вишневым несколько южнее у с. Пашина переезд через реку Вишневку тоже с неудовлетворительными сооружениями. Из с. Подгорного и других селений Вишневской волости, находящихся по левую сторону Лесного Воронежа, проезд к Юрьеву встречает еще большие препятствия. На пути отсюда переезжают Лесной Воронеж два раза. Для первого переезда служат только летом легкие мосты, устраиваемые местными обществами. Весной недели две нельзя бывает переехать реку.

С северо-востока, из Покровско-Васильевской и Ново-Юрьевской волостей, малая дорога к Юрьеву с переездом через Большую Шушпанку. Тут тоже некоторое время весной нельзя переехать. С северо-западной стороны из с. Спасского только узкие полевые дороги к Юрьеву (через Златоустовку и Боголюбское) тоже без надлежащих сооружений через речки Большую и Малую Вишневку и через Лесной Воронеж. Общественный Старо-Юрьевский мост через Л. Воронеж весной делается непроезжим, а ехать на земский мост со стороны станции ж. д. тоже не всегда возможно (частный мостик и гать через лощину, проезд по ним допускается по усмотрению владельцев).

Козловско-Шацкий тракт так называется потому, что он идет за северной границей Козловского уезда через Сапожковский уезд в Шацкий и там направляется к городу Шацку. Но в настоящее время бывает разве какое-нибудь случайное грузовое движение из Козловского уезда в Шацкий или наоборот. Нам при местном обследовании ничего о таком движении не заявлено. Если крестьяне северной окраины Козловского уезда ездят отчасти за границу последнего так называемым Шацким трактом, то лишь в Сапожковский уезд, а не в Шацкий.

Как путь к Козлову, Шацкий тракт служит для большего района, чем Московский тракт, именно для волостей: Мизинецкой, Голицинской, Покровско-Васильевской, Чурюковской, Ново-Юрьевской, Старо-Юрьевской, Вишневской, Хоботец-Богоявленской, Изосимовской, отчасти для Боголюбской и Епанчинской. Из Боголюбской волости сообщения с Козловом двумя путями: или через Степанищево на Хобот и далее Московским трактом, или через Старое Гаритово, Казинку на Красивое и далее Шацким трактом.

…в настоящее время, когда стало станцией ж. д. и хлебным рынком Старое Юрьево, грузовое движение по тракту в направлении к Козлову начинается приблизительно от южной части Вишневской волости, а далее к северу тоже движение происходит уже в направлении к Юрьеву.

У Старого Юрьева выходят на тракт дороги из Нового Юрьева, из Покровско-Васильевского, из Голицина (Большой Верды). Из Голицина выезжают на тракт у Юрьева летом полевыми дорогами, а зимой у Чурюкова. Дорога из Никольского-Мизинца выходит на тракт у д. Шушпанки. Как объяснено было выше, движение крестьянского хлеба на Юрьево с севера слабо, но оттуда идут большие извозы с хлебом из частных имений при Никольском-Мизинце и Голицине.

Ездят крестьяне Чурюкова и Голицинской волости в Сапожковский уезд за лесом (к Сараям, Борцу) и очень не одобряют дорогу за Козловской границей, едва возможно бывает проехать крутой овраг у Бычков.

…заслуживают внимания и поддержки земства проселки, ведущие к Старому Юрьеву из с. Спасского (Лепехина) и из с. Покровско-Васильевского (Неронова). Старое Юрьево, как можно предвидеть, скоро разовьется в большой хлебный рынок и удобства сношений с ним из всей северной части Козловского уезда сделаются настоятельно нужными. А с развитием Юрьевского рынка скоро ослабеет существующее большое тяготение северной окраины Козловского уезда к рынку Александро-Невской станции ж. д. в Раненбургском уезде.

 

Рейтинг@Mail.ru © Н.А. Поздняков


Хостинг от uCoz