главная

Тамбовские губернские ведомости

Тамбовские губернские ведомости, 1885 г.

Тамбовские губернские ведомости, № 52, 1 июня 1885 г.

Село Вановье Шацкого уезда

Плохо живется нашим мужичкам в последние два года, а причина этого – неурожаи. Совсем заела их бедность. Только молодежь у нас, парни и девки, ко всякому домашнему горю апатичны. Им, кажется, и горевать-то не о чем: веселятся сколько душе угодно. Начиная с Фоминой недели, каждую ночь в разных концах села собирались «улицы», а расходились перед светом. Улицы эти существовали с незапамятных времен и никто не препятствовал их существованию. Но в настоящем году этому разухабистому люду не повезло. Новый староста, из отставных солдат времен Императора Николая Павловича, сознавая весь вред подобных сходок (улиц), принял меры к искоренению их. Молодежь посматривает на старосту сентябрем, посылает по его адресу всевозможную площадную брань, но староста не обращает внимания на них и регулярно каждую ночь, часов в 10, вместе с сотскими, отправляется в места игрищ и заставляет всех участвовавших разойтись по домам, угрожая противников его распоряжений кутузкой. Теперь в нашем селе ночи проходят без всякого шума и гвалта, повсюду царит тишина и спокойствие, за что мы, вановцы, весьма признательны нашему почтенному старосте И. И. Оржанову, как сельскому администратору, и надеемся, что и в других общественных делах он принесет пользу нашему обществу.

 

Тамбовские губернские ведомости, № 67, 9 июля 1885 г.

Село Чурюково Козловского уезда

Село Чурюково отстоит от своего уездного города Козлова в 60 верстах. Состоит оно из 3-х частей, отделяемых друг от друга небольшим пространством. В каждой части села находится церковь.

Как на особенность села Чурюкова, можно указать на чурюковских крестьян, отличающихся сварливым характером и ленивым отношением к своим занятиям. Не уважая труда, большинство крестьян считают лучшим ходить по миру и питаться Христовым именем. Кому не известны побирающиеся чурюковцы «на погорелое», хотя Чурюково сильно горело много лет тому назад?

В недавнее время постигло Чурюковцев два несчастия: пожар и поражение 5 человек громом.

Пожар произошел от неизвестной причины 27 июня в 5 часов вечера. Сгорело 9 дворов. Между пострадавшими произошла сильная перебранка. Особенно все устремилось с бранью на хозяев дома, с которого начался пожар, упрекая их в том, что они собирали за последнее время «на погорелое». – Это вас Бог наказал, говорят они. А мы за что страдаем?

И правда, как Богу не прогневаться на таких людей! Многие из них, имея хорошие дома и много хлеба, как только выпадает свободное время, запирают дома и отправляются по миру с мешками собирать на погорелое. В течение двух месяцев чурюковцы не видали дождя. Наконец, они были порадованы: 2 июля пошел дождик, который продолжался с самого утра до поздней ночи. Но, должно быть, не суждено чурюковцам радоваться. В пяти верстах от села, в 200 саж. от одного хутора случайно собралось 12 человек: в 8 с половиной часов вечера страшно сверкнула молния, раздался зловещий удар грома – и было убито 5 человек до смерти и 7 человек изуродовано. Из этих 7 человек один помешался, и только двое дают надежду на выздоровление.

Легко теперь представить положение несчастных молодых жен и матерей.

Юрьевец

 

Село Старое Юрьево Козловского уезда

Кому неизвестно бедствие нынешнего года?!..

В Старом Юрьеве дело доходило до того, что отдавали за хлеб последнюю засеянную землю.

Бедствие населения Юрьева в нынешнем году всецело отразилось на Петровской ярмарке. Петровская ярмарка была хуже прошлого года, - не говорим уже о прежних годах, - раза в четыре. Все без исключения торговцы жалуются на плохую торговлю во время ярмарки. Юрьевские торговцы говорят, что даже не стоило бы ездить на ярмарку: так была плоха торговля!..

Торговали преимущественно одной только мукой и пшеном. Мука на Петровской ярмарке от 95 коп. за пуд возвысилась до 1 р. 25 коп. Пшено от 1 р. за меру до 1 р. 75 к.

Скот продавался за бесценок. Корова стоит 40 руб., ее продавали за 15 р. Упадок цены на скотину зависел еще много от необходимости покупать ее с разбором, так как в окрестных селах – сильный падеж скота. Скотина – рогатая – покупалась на ярмарке после тщательного освидетельствования ее опытными людьми, - не больна ли она.

В предшествовавшие ярмарки базары торговали также исключительно одной мукой и пшеном. В один базар проходило более 3-х тысяч пудов муки. Только бывало и видишь снующих крестьян с мешками к думным весам и обратно. Хлебная торговля в Юрьеве вообще за последние годы сильно упала. Это зависит от того, что в Юрьеве нет ни одного зажиточного хлебного торговца, который давал бы за хлеб надлежащую сумму денег. Крестьяне находят более выгодным отправлять свой хлеб на станцию Раненбург и в Козлов, хотя последний отстоит от Юрьева в 50 верстах.

Немного подорвал торговлю в Ст. Юрьеве недавно основанный базар в Старом Сеславине, отстоящем от Юрьева в 20 вер.

1 и 2 июля в Старом Юрьеве шел дождик. Не видя дождя в течение целого июня, Юрьевцы не знали, как и выразить свою благодарность Богу. Нет такого поля, в которое крестьяне не брали бы икон во время бездождия и не возносили бы горячих молитв к Богу.

Рожь созревает; налив ее хорош. Дня через два – три юрьевцы собираются жать и косить ее. Некоторые уже начали косить рожь: «хоть с сырцой, да свой хлебец», говорят они.

С 8-го числа все село выступит в поле.

Юрьевец

 

 

Тамбовские губернские ведомости, № 71, 21 июля 1885 г.

Козлов 12 июля

Бездождие и постоянная засуха составляет у нас главную заботу всего сельскохозяйственного населения. Землевладельцы ежедневно с тоской поглядывают на ясное, безоблачное небо и ждут не дождутся вожделенного дождя, который хотя бы немного увлажил потрескавшуюся от сухости почву. В первых числах июля, однако, были дожди, захватившие собой чуть ли не половину уезда, дожди очень сильные, хотя и непродолжительные, но вслед затем явился сильный восточный ветер, разогнал набежавшие тучки, и в полях по-прежнему стало сухо и неотрадно. Крестьяне нашего уезда, пользуясь бездождием, начали жать рожь, которая против ожидания вышла удовлетворительной. Яровые же хлеба на вид тощи наливом и, по всей вероятности, далеко не оправдывают радужных надежд посевщиков. Засуха нынешнего лета вредно повлияла и на фруктовые сады. Яблони сильно страдают от червя, а вишня и т. п. ягоды совершенно без соков.

Городская дума, на основ. П. К. 103 ст. город. полож., в заседании своем 28 мая 1885 года издала обязательное постановление о воспрещении всем жителям г. Козлова иметь внутри города сушильни для просушки сырых кож, снятых с животных. В видах установления санитарных мероприятий на случай появления холерной эпидемии, лучше и целесообразнее этой меры и придумать нельзя. Общество навсегда будет благодарно городской думе за такое полезное распоряжение.

Настоящее лето, при 40 градусных жарах, которыми оно нас балует, отличается совершенным отсутствием пожаров. В самом городе, за все это время, не было ни одного пожара.

М. Т – н

Тамбовские губернские ведомости, № 112, 12 ноября 1885 г.

Село Старое Юрьево Козловского уезда

Село Старое Юрьево получило свое название, как передают старожилы, от какого-то богатого мужика «Юрия», жившего при основании села; или же, как передают другие, наше село названо так потому, что основано на Юрьев день. В старушки же записалось лет 70 – 80 тому назад, после того, как от Юрьева отделилось несколько дворов, которые образовали новое село – тоже Юрьево.

Старое Юрьево расположено на высоком месте; внизу под горой, - вдоль села протекает река – Лесной Воронеж. К южной стороне села примыкает другая река Шушпанка, которая здесь и впадает в Воронеж.

Старое Юрьево отстоит от своего уездного города, Козлова, в 50 вер., от ближайшей же станции «Богоявленской» Рязанско-Козловской железной дороги в 28 вер. чрез Старое Юрьево пролегает трактовая – большая дорога с Козлова на Шацк, по которой в прежнее время, когда еще не было железных дорог, постоянно тянулись целые караваны обозов в Москву. Жителей в Старом Юрьеве более 2-х тысяч как мужского, так и женского пола; число домов превышает 500. Дворы расположены в крайнем беспорядке. Улицы и переулки достаточно узки, за исключением улицы, лежащей на большой дороге и порядка «погореловки». Первая расположена на 2-хверстовом расстоянии с юга на север, в ширину имеет саженей 30. Среди этой улицы находится базарная площадь с лавками и ренсковыми погребами. Эта часть улицы, именуемая «селом», в ширину достигает 100 саженей. Немного дальше «села», - северней параллельно лавкам, находится волостное правление, еще далее – старая деревянная церковь, около которой – большой пруд. Против правления – на восток – красуются вчерне отстроенный каменный храм и великолепное двухэтажное каменное училище.

Старое Юрьево, несмотря на то, что село торговое, не может похвалиться своими постройками. За редкость здесь встретить двойную звязь. Избы, вообще, делятся на белые и черные; построены, большей частью, фасадом на улицу. За избами, обыкновенно, следуют огороды, засаженные табаком, картофелем и всякой овощью. На огороде почти у каждого мужичка можно встретить ледник, хатку, где хранится весь скарб, сарай для телег и лошадей. Мужички побогаче имеют рыги, которые как можно дальше относят от строений на случай пожара, так как в рыгах находится весь их хлеб.

В Старом Юрьеве насчитывается до 25 дач, хуторов, служащих летним местопребыванием для крестьян – владельцев. У некоторых на хуторах водится и пчелка.

Неприглядность юрьевских построек заглаживается лавками и домами торговцев или «разночинцев», как принято в Юрьеве их называть. 20 домов, не включая сюда лавок, в Юрьеве крыты железом, 8 домов двухэтажных, 7 каменных… Вот и вся красота Юрьева! Русскую пословицу: «Не красна изба углами, красна пирогами», редкий из юрьевских крестьян может отнести к своей хате. Скорей он скажет о ней следующими словами Никитина:

 

«Душный воздух, дым лучины,

Под ногами сор,

Сор на лавках, паутины,

По углам узор.

Закоптелые палати,

Черствый хлеб, вода,

Кашель пряхи, плач дитяти,

О нужда, нужда!»

 

Зимой, за неимением топлива сходятся несколько семей в одну избу и отапливают ее общими силами. В таких избах бывает страшная толкотня. Воздух пропитан различными миазмами, так что непривыкший к такой жизни, вряд ли может долго прожить в сих избах, чтобы не захворать… избы топят преимущественно навозом, - изредка соломой. О дровах нечего и говорить, так как в селе вовсе нет леса, и если есть кустарники вместе с ольхой десятин 50, то и им не приходится пользоваться на топливо, потому что ольха идет на колья и перекладины, хворост же на плетни. За неимением своего леса, последний сейчас покупают в Моршанске, отстоящем от Юрьева в 70 вер. и в Рязанской губернии. За (8 на 8 аршин) сосновый сруб платят на месте 150 рублей; при том доставка своя. За березовый – та же плата. Дубовых срубов нет в Старом Юрьеве. По причине безлесья квартиры в нашем селе очень дороги: за помещенье в 7 – 8 аршин платят 15 рублей в месяц. За прошлое лето в Юрьеве явилось 8 – 10 кизяковых хат. Кизяковая хата в 15 – 18 аршин по окончательной работе стоит, по словам хозяев, 150 рублей. Дешево и сердито! Хорошо приготовленный кизяк вполне заменит кирпич и послужит большой обороной от огня, тем более, что потолок замазывается сверху толстым слоем глины. Надо полагать, с течением времени кизяковая кладка, за неимением леса, войдет в Ст. Юрьеве в большое употребление, если судить по началу дела!

 

 

Тамбовские губернские ведомости, № 3, 8 января 1885 г.

Козловъ

Случается, что людям бывает жить весело, да есть нечего, а вот у нас в настоящее время наоборот: живется из рук вон скучно, а есть, как говорится, «ешь – не хочу». Дешевизна на многие необходимые продукты необычайная. Вот, например, недавно на здешнем базаре продавались гуси по 90 копеек за штуку, величиной чуть не с полбарана, и индюшки доходили до 6 копеек, а свинина до 5 копеек за фунт; гусиные потроха по 20 копеек за пару. И при всем этом торговцы не знают, как сбыть товар, - просто навязывают его покупателям.

Вот торговец мелочным товаром. Перед ним на столике разложены всякие прелести бабьего туалета: цветные ленты разных сортов, тесемки, бусы, серьги, гребни и т.п. Для привлечения крестьянской публики тут же мальчик играет на гармонике, а сам хозяин держит куклу, которой он искусно управляет. Кукла, дергая ногами в такт музыки, пляшет и в то же время бьет руками в медные литавры.

- А ты подь-ка сюда!.. Матрена!.. Матрена!.. кричит молодая бабенка двум своим товаркам, стоящим поодаль от нее. Товарки подходят.

- Ах, маминьки! Глядика-сь! Глядика-сь! Ах, чтоб тебя!.. И они любуются на кукол, дивятся искусству продавца и в то же время случайно заглядывают на разложенный товар. – Купите, красавицы, сережки; колечко купите! Обращается к ним торгаш. Бабы сначала отказываются, хотят уйти, а потом возвращаются и покупают одна серьги, другая – кольцо. А торговец и рад. Бабы уходят, а он опять за свое: гармоника играет, кукла машет и руками и ногами, проходящие мимо заглядывают сперва на куклу, а потом на товар и, смотришь, опять кто-нибудь что-либо и купит.

Торговля не только хлебная, но и всякая другая, решительно стала. Этот-то застой и заставляет здешних торговцев придумывать различные способы для сбыта товара. Впрочем, Козловские мелочные торговцы издавна отличаются зазывом покупателей в лавку, а с крестьянками поступают проще: берут за руку, ведут в лавку и навязывают товар, употребляя при этом божбу, что покупательница нигде дешевле не купит.

Причина застоя торговли у нас, с одной стороны – общая, касающаяся не одного нашего города, с другой стороны исключительно нам принадлежащая, это – недавний крах здешнего городского банка, последствия которого, главным образом, заключаются в исчезновении кредита среди козловских торговцев. А без кредита, как известно, в торговом деле беда.

Настойчиво носится слух, что братья Нобель думают открыть в нашем городе склад керосина и продавать его по 2 копейки за фунт, т.е. по такой цене, по которой никто из наших торговцев не может продавать, почему им и придется совсем отказаться от торговли керосином.

 

 

Тамбовские губернские ведомости, № 20, 19 февраля 1885 г.

 

Село Старое Юрьево Козловского уезда

Наш волостной старшина Стребков, прослуживший уже 9 лет, в настоящем году вновь избран на 3-хлетие. Все население обрадовано выбором его, а в особенности проживающие в с. Юрьеве разночинцы; он сумел установить хорошие отношения между ними и местными жителями, чего прежде не было.

В благодарность за полезную и миротворную деятельность Стребкова, несколько юрьевцев, при участии большей части разночинцев, в минувшую масляницу, преподнесли ему в подарок золотые часы с такой же цепочкой, с надписью на часах: «Старшине Н. А. Стребкову, за 9-тилетнюю беспорочную службу, от жителей всех сословий села Юрьева»

О – в

 

Рейтинг@Mail.ru © Н.А. Поздняков



Хостинг от uCoz