Новиково

главная

Священник Владимир Камнев

Владимир Камнев родился 21 июля 1868 года в селе Сокольники Моршанского уезда Тамбовской губернии. К сожалению, в архиве ничего не удалось отыскать о его детских и юношеских годах, о жизненных вехах. Его отец и дед были священниками.

В.Д. Камнев окончил Тамбовскую духовную семинарию, в 1891 - 1892 годах служил диаконом в селе Караваино Кирсановского уезда. Затем служба священником в селе Шилово Тамбовского уезда (1892 - 1905). С июня 1905 г. стал служить в Михаило-Архангельском храме в селе Новоюрьево Козловского уезда. Это было большое село, в котором проживало в начале двадцатого века свыше шести тысяч человек. Михаило-Архангельский храм был построен на средства прихожан в 1833 году, при нем была церковно-приходская школа, а в селе — еще три земских школы. Поэтому забот у молодого священника Владимира Камнева было немало. Следует отметить, что отец Владимир был всеми уважаем, а его мнение авторитетно.

В селе Караваино в 1892 г. у Камневых Владимира Дмитриевича и жены его Анны Ивановны родилась старшая дочь Елена. В селе Шилово родились сын и ещё четыре дочери. Сын умер от оспы, а дочери - Елена, Агния, Антонина, Вера, Любовь по благословению отца окончили Тамбовское Епархиальное женское училище и учительствовали.

Стойко перенес отец Владимир революционные события семнадцатого года, гражданскую войну, коллективизацию. Многое он повидал на своем веку — и бандитские обрезы, и наган уполномоченного ОГПУ, и слепую ярость мужиков. Божием Словом и мудрой проповедью он умирял сельчан, напоминал, что все они — дети Христовы. Не нравились представителям новой власти такие разговоры и речи сельского священника. Сначала пытались убедить отца Владимира, потом — запугать, однако все безрезультатно. Каждый раз, уходя из сельсовета, батюшка крестился со словами: "Не ведают, что творят".

В бессилии и злобе кто-то написал в Козлов в ОГПУ донос на священника, мол, деклассированный элемент ведет в селе антисоветскую пропаганду. Этого было достаточно, чтобы заработала карательная машина. В ночь на 3 февраля 1930 года в Новоюрьево приехали за отцом Владимиром. Как водится, обыскали дом, а потом увезли батюшку в город. Многие женщины плакали, провожая отца Владимира, а он лишь успел им сказать: "Храм берегите...". Новоюрьевцы, к их чести сумели выполнить наказ батюшки, всеми правдами и неправдами сохранили храм от разрушения.

Отца Владимира с 7 февраля того же года содержали в Козловском доме заключения. Днем и ночью допрашивали, подвергая пыткам. Отца Владимира обвинили по ложному доносу в том, что он в группе из пяти человек в 1929— 1930 годах вел антисоветскую агитацию против хлебозаготовок, госзайма, колхозов. То была печально известная статья 58-10, 58-11 УК РСФСР. Нередко на допросах требовали, чтобы батюшка отрекся от Господа нашего Иисуса Христа. Отец Владимир крестился и говорил: "Не ведают, что творят". Вместе с ним были арестованы псаломщик Г.П. Пустовалов, певчий А.А. Копылов. Следствие было недолгим, а приговор "упрямому батюшке" предопределен. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области от 7 апреля 1930 года отец Владимир был приговорен к расстрелу.

Ни родственникам, ни нам ничего не известно о последних месяцах жизни отца Владимира в тюрьме. Наверняка он молился о своих дочерях и внуках, о своих земляках и о спасении Святой Руси. В августе 1930 года дочь Агния пришла в тюрьму с очередной передачкой, а ей сообщили страшное известие — отца расстреляли. Но невозможно расстрелять человеческую память. Спустя годы от монахини Августы стало известно, что в одну из августовских ночей отца Владимира и еще тридцать девять невинно осужденных привезли на кладбище, недалеко от храма Всех Скорбящих Радосте. Здесь уже была вырыта большая яма, которая и стала для них общей могилой. После расстрела яму наспех забросали землей, а сверху - всяким мусором. Причина очевидна — спрятать навсегда следы злодеяния. Через несколько дней по городу поползли слухи об этом ночном расстреле. Верующие из поколения в поколение передавали, что в пяти метрах от могил иеромонаха Илария и схимонахини Серафимы и есть та самая братская могила.

Не стало отца Владимира, но в разных уголках жили дочери. Агния и Елена обосновались в Москве, Антонина Хабарова - в селе Сараево Сапожковского уезда Рязанской области, Вера Шишкина учительствовала в селе Терское Козловского уезда, Любовь Радужная жила вместе с мужем в селе Староюрьево.

Руфина Александровна — дочь В.В. Шишкиной - родилась в 1922 году и стала старшей внучкой отца Владимира. Именно ей выпало всю жизнь хранить семейные реликвии — несколько старых фотографий, вести поиск свидетельств о своем деде, сельском священника Владимире Камневе, пострадавшем за веру Христову. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года В.Д. Камнев был реабилитирован (посмертно). А верующие в селе Новоюрьево вот уже несколько десятилетий почитают священника В. Камнева как местночтимого святого, мученика.

(по страницам газеты «Козлов – Мичуринск православный»)


Рейтинг@Mail.ru © Н.А. Поздняков