Новиково

главная

История села Новиково

 

ОСНОВАНИЕ МУЗЕЯ В ИОАННО-БОГОСЛОВСКОЙ ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

СЕЛА НОВАЯ АЛЕКСАНДРОВКА, 1916 г.

Журнал заседания педагогического Совета Иоанно-Богословской церковно-учительской школы села Ново-Александровки Козловского уезда 1916 года февраля месяца 20 дня, под председательством заведующего школой священника В.И. Соколова

Слушали доклад учителя истории и географии М. П. Гиацинтова о желательности устройства при Иоанно-Богословской церковно-учительской школе исторического и географического музея:

«В настоящее время идеалом каждой школы представляется устройство школьного музея вообще или специального кабинета по какому-либо отдельному предмету в частности. Осуществление этого идеала вполне возможно. Почти при каждой финляндской школе такие музеи – обыкновенное явление. В них входит всё, что касается истории, быта, географии и т.д. в данной области. Старые планы, карты, гравюры, одежда разных времён, портреты местных и государственных деятелей, старинные акты, взятые из церковного или частных архивов, кость ископаемого, редкой породы камень, окаменелость, - словом здесь с любовью собрано всё, что может быть наглядным пособием краеведения и естествоведения вплоть до лучших рисунков учащихся.

Любовное собирание всего, что может послужить наглядным пособием при школьном преподавании в течение ряда лет и десятилетий, может увенчать преемственную работу ряда учителей и сотрудников школы блестящими успехами.

Имея ввиду, что наша учительская школа готовит будущих учителей народных школ, которые, по моему мнению, также должны бы проникнуться этой идеей и провести её на месте в жизнь для изучения местного края, как это привилось в Финляндии, а для этого необходимо, чтобы они ещё на школьной скамье наглядно познакомились с жизненностью и полезностью учреждения школьных музеев, а также приобрести и опыт и навык к его устройству.

По этим соображениям я прошу Совет войти с ходатайством к ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ за разрешением на устройство при нашей школе музея.

Помимо указанной выше общей задачи и цели устройства школьного музея, я желаю придать ему и специальное назначение, в смысле кабинета-хранилища пособий по преподаваемым мною предметам: истории и географии.

Одних лишь исторических и географических карт для обстоятельного изучения на разных ступенях курса всех стран и государств земного шара требуется очень много, если же обратиться к таким пособиям, как картины (стенные, альбомные, стереоскопические), таблицы (диаграммы), модели, глобусы, коллекции предметов в естественном виде (например: образцы промышленности, предметы этнографического характера и т.п.) и др., то нет такого предела, дойдя до которого преподаватель истории и географии мог бы сказать, что он имеет уже всё необходимое и ничего больше пожелать не может. Отсюда ясно, что всякая школа, а также и наша, сильно должна быть озабочена вопросом не только приобретения пособий, но и их наилучшего хранения…»

При обсуждении этого доклада выяснилось, что весьма полезным и интересным делом и для школы и для учащихся в ней было бы учреждение музея не по истории только и географии, а по возможности и по другим предметам школьного курса. Сюда, например, с удобством и пользой для дела могут быть собраны разного рода пособия по экспериментальной психологии и педагогике, образцы лучших ученических конспектов образцовых уроков, собранные по сёлам и деревням Тамбовского края и соседних губерний и записанные учениками народные песни, предания, а также заслуживающие внимания предметы старины. Вместе с тем докладчиком было высказано пожелание присвоить проектируемому музею наименование «музея имени Александра Ивановича Новикова», основателя существующих ныне в с. Ново-Александровке двух учительских школ и бывшего попечителя одной из них – мужской Иоанно-Богословской.

Как человек просвещённый, положивший немало материальных средств и духовных сил на устройство означенных школ, А.И. Новиков заслуживает вполне, чтобы память о нём хранилась в Иоанно-Богословской школе, для чего, помимо присвоения музею его имени, желательно ещё устроить в нём небольшой отдел, где бы можно собрать всё, что относится к личности Александра Ивановича. Вполне можно надеяться, что его мать, О.А. Новикова, охотно представит в распоряжение школы всё, с чем связана память о её дорогом сыне, и что может быть полезным и для школьного музея.

Равным образом в этом же музее могут быть собраны письма на имя Совета школы или Заведующего учеников школы, участников современной нам второй отечественной войны, их записки, дневники и вообще всё, что относится к ратной службе на поле брани за Родину учеников Иоанно-Богословской школы.

Постановили:

Обсудив всё вышеизложенное, Совет Иоанно-Богословской церковно-учительской школы постановил:

а) просить разрешения ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА ТАМБОВСКОГО И ШАЙКОГО на устройство при Иоанно-Богословской церковно-учительской школе музея имени А.И. Новикова.

б) отвести под помещение музея небольшую комнату, находящуюся рядом с химическим кабинетом.

в) Заведование проектируемым музеем, наблюдение за целостью поступающих в него предметов и запись их по отделам в инвентарную книгу поручить учителю истории и географии М.П. Гиацинтову.

 

Заведующий школой священник В. Соколов

Учитель Николай Щукин

Учитель М. Гиацинтов

И. Рыбалкин

В. Богословский

Делопроизводитель Совета учитель В. Шкуратенко


© Н. А. Поздняков
Рейтинг@Mail.ru