Новиково

главная

из истории Староюрьевского района

Новое Юрьево

 

Добрый обычай в селе Новом Юрьеве Козловского уезда

Гудит, гудит над селом благовест церковный, дрожа и замирая мощно несется он в волнах осеннего воздуха и со всех сторон большого села густыми толпами стекаются на зов его прихожане. Забывши интересы обыденной жизни с ее заботами и суетой, спешит в храм Божий богатый и бедный, старый и малый — все, одушевленные чувством благоговейной радости и умиления. Ныне праздник, ныне в селе чудотворная икона «Божьей матушки»: будет в храме торжественное богослужение! И горит церковь Божия, полная народа, огнями от множества трудовых свечей, слышится в ней радостное пение, клубится благовонный фимиам и вместе с ним несутся, несутся в поднебесную высь горячие моления народа о благе и счастье родного села, о «благорастворении воздухов и изобилии плодов земных»…

У новоюрьевцев существует обычай каждый год осенью, по окончании полевых работ, брать в село Тихвинскую чудотворную икону Божией Матери из Петропавловского монастыря, Рязанской губернии. Обычай этот возник лет шестнадцать тому назад и официально разрешен Св. Синодом. Знаменательно, между прочим, то, что разрешение брать названную икону просили одновременно многие и другие соседние села, но оно — неизвестно почему — последовало только для одного Ново-Юрьева. В этом факте религиозные юрьевцы не без основания видят особенное благоволение к ним Заступницы рода христианского и потому всегда с большим усердием принимают Ее святую икону.

В продолжение десятидневного пребывания в селе (ныне с 8-го по 18 октября) икона бывает носима по домам его обитателей. Каждый домохозяин считает святой обязанностью принять икону в свой дом и отслужить пред нею молебен. Большинство служат молебны водосвятные, многие с акафистом и редко, редко кто простой. Высокие черты русского народа, его набожность и благочестие проявляются на этот раз в тщательном убранстве домов, в пожертвованиях на икону и храм, а также в гостеприимстве и радушии, с которыми многие из прихожан стараются угостить и духовенство, и лиц, носящих икону, выставляя для них на стол все лучшее, что только может произвести сельское хозяйство. За иконой от двора до двора целый день ходят толпы крестьян; некоторые это делают по обещанию, а большинство от усердия; ходить за иконой, «потрудиться ради Божьей Матушки» у нашего религиозного народа считается благочестивым, спасительным делом. Во время хождения непрерывно слышится оживленное пение крестьянских женщин и детей, из которых весьма многие знают наизусть все песнопения молебнов, богородичны, ирмосы и тропари.

Дни пребывания иконы являются лучшими днями в церковно-приходской жизни юрьевцев. Захолустное село как бы оживает, пробуждаясь от житейского однообразия. На улицах заметно оживление, всюду встречаются радостные лица, пестреют праздничные наряды, слышатся добрые речи. В самом народе замечается подъем религиозного духа и доброе, благодушное настроение. В эти дни замолкают народные песни, пустуют питейные лавки, не бывает по вечерам уличных сборищ, посиделок и сельская жизнь принимает благочестивый, истинно праздничный вид.

Но красою этого десятидневного праздника служат всенощные и литургии, торжественно совершаемые каждый день приходским духовенством. Особенную торжественность и благолепие службе сообщает, главным образом, прекрасный, исключительно простонародный, хор певчих, организованный трудами местного священника, который в эти дни поставляет песнопения возможно лучшей композиции. На этот раз слышатся здесь Турчанинов, Бортнянский, Виноградов, мелодичные и умилительные Львовские богородичны, а иногда и концерты. Богослужение является поистине трогательным, благолепным. И массы народа, с большой охотой посещающего каждый день храм, служат наилучшим доказательством того, какое глубоко благотворное впечатление производит это торжественное богослужение, какой питательной и животворной пищей является оно для религиозной души нашего простолюдина.

И вот каждый день во все это время слышится радостный звон, собираются прихожане и церковь Божия, полная молящегося народа, горит огнями трудовых свечей… добрый обычай! Отрадные дни!

Псал. Ястребов

Тамбовские епархиальные ведомости, № 5, 31 января 1898 г

Рейтинг@Mail.ru © Н.А. Поздняков