главная

КАК ПЕРЕВОЗИЛОСЬ ТЕЛО А. И. НОВИКОВА  

Сообщают изумительные подробности о тех злоключениях, которыми сопровождалось перевезение тела скончавшегося на днях видного общественного деятеля и писателя А. И. Новикова на родину.

Министерством путей сообщения был составлен предварительный подробный маршрут, соответственно которому поезд с трупом покойного отправился из Петербурга 26 января около полуночи, и в 7 часов вечера 27-го прибыл в Москву.

В Москве к этому времени была получена телеграмма от министра путей сообщения о том, чтобы вагон с телом А. Ив. Новикова был прицеплен к скорому поезду, отходящему на Козлов.

По общим правилам: вагоны с телами покойников не могут быть прицепляемы к скорым поездам. Когда был подан скорый поезд, то оказалось, что прицепить к нему траурный вагон нельзя, т.к. комиссия, осматривавшая вагон, нашла его просроченным и ненадежным.

Пришлось отправить вагон в мастерскую обратно на Николаевскую дорогу для перекраски. Мастерская оказалась запертой. Вследствие ропота пассажиров пришлось скорый поезд отправить, а ненадежный вагон отвезен был в другую мастерскую, но и эта мастерская оказалась запертой.

В то время как вагон возили по мастерским, на станции никто не знал, где он находится, и стали справляться по телефону. Оказалось, что телефон был испорчен. Между тем в Москву из Козлова вышел поезд, и один из его пассажиров сообщил, что около Александровки собралось население трех сел в ожидании прибытия тела.

В 12 часов 50 минут ночи на станцию был подан второй поезд на Козлов. К тому же времени пришел с Казанской дороги паровоз с вагоном для тела, но между представителями Николаевской и Казанской дороги начались пререкания о годности этого вагона. Пререкания закончились тем, что паровоз с вагоном ушел, а Казанская дорога вовсе отказалась дать другой вагон.

Начались новые поиски вагона. Время, назначенное для отправки скорого поезда, давно прошло. Поезд стоит, пассажиры ропщут. Наконец, был найден годный вагон и на исходе полуночи поезд с телом покойного был отправлен по назначению. В результате – маршрут не соблюден, движение поездов нарушено и вагон с телом Новикова не мог попасть к отходу поезда на узловой станции Богоявленск. Здесь вагон снова задерживается, сопровождавшим тело покойного в Богоявленске пришлось заночевать. Жена, дочь и больной сын покойного, находившиеся все время около поезда, простудились и заболели. С повышенной температурой они вынуждены были отказаться от дальнейшего сопровождения гроба и вернуться в Петербург.

 

Козловское слово, 1913

 

ПОХОРОНЫ А. ИВ. НОВИКОВА

Во вторник, 29 января, к 9 утра вагон с телом покойного А. Ив. прибыл, наконец, на ст. "Новиково" после долгих злоключений на железных дорогах. Гроб сопровождала мать покойного О.А. Новикова и др. близкие. К приходу поезда на станцию прибыло духовенство с иконами, ученики и ученицы основанным покойным цер.-прих. училищ – мужского учительского и женского – во главе с заведующими, наставниками и наставницами и, что особенно бросалось в глаза и невольно вызывало чувство умиления, - тысячи крестьян окольных сел и деревень – пеших и конных.

Гроб был вынут из вагона и А. Ив. после 13 летнего отсутствия ступил на родную землю, но ступил ножками гроба. На гробе было много венков, в том числе от г. Баку и обществ крестьян села Н. Александровки. Была отслужена лития, и затем печальная, хотя и очень торжественная и трогательная процессия, тронулась в путь к усадьбе покойного, где им же самим было уготовано место упокоения при храме во имя Иоанна Богослова, выстроенного покойным же и где уже покоился прах отца его, перенесенный по отстройке храма из с. Боголюбскаго.

По дороге процессия остановилась против мужской учительской школы, а гроб был внесен в домовую церковь школы, где была отслужена панихида, а по окончании ее священник, заведующий школой сказал над гробом прочувственное слово – слово благодарности покойному как строителю школы.

С таким же словом благодарности обратился к покойному и один из старших воспитанников училища. Затем гроб вынесли и процессия двинулась дальше. Против женского училища она снова остановилась, снова была отслужена лития, а затем уже покойный был внесен в церковь, где тот час же началось заупокойное служение, в котором участвовали четыре священника и столько же диаконов.

Довольно просторный храм был настолько переполнен молящимися, что многим сотням пришлось оставаться вне храма, и они терпеливо ожидали там окончания богослужения, продолжавшегося около двух часов.

Вместо запричастного стиха, а затем по окончании обедни и панихиды участвовавшие в службе священники говорили прочувственные речи. Особенно теплое слово было сказано настоятелем Архангельского г. Козлова храма – О.Г. Лукиным. Он одно время был священником с. Александровки и законоучителем учрежденных там А. Ив. школ, был ближайшим советником и помощником покойного в его трудах и начинаниях, вместе с А. Ив. переживал волнения удач и неудач, и поэтому он особенно ярко и красочно очертил деятельность покойного на пользу окружающего населения. По окончании речей началось прощание – "последнее целование" и напутствие в дальний путь близкаго сердцу любимого человека. Прощание продолжалось около 2 часов.

Когда гроб с покойным был вынесен наружу, здесь, с паперти церкви обратился к А. Ив. с речью бывший его ученик и воспитанник – учитель раненбургской ж. гимназии г. Сухарев. Это уже не речь была в обычном смысле этого слова, а плач, а плач, громкое рыдание любящего сердца о любимом человеке. Нужно было слышать это громкое рыдание любящего сердца, нужно было видеть слезы на грубых, заветренных лицах тысячной толпы, пришедшей сказать последнее "прости" безвременно умершему, чтобы оценить значение утраты, которую понесли в лице умершего, и громко рыдающее сердце любящего питомца его и тихо плакавшая, по общепринятому очень ошибочному мнению, "грубая", "безсердечная" толпа.

Если бы А. Ив. мог видеть эту трогательную картину, он утешился бы и забыл бы многое (нрзб) того, что пришлось пережить ему за последние годы его бурной, тревожной жизни, и с полным правом мог бы сказать: "все, что мог, я сделал и недаром потратил молодые силы".

И действительно, редко кому выпадает на долю получит такую оценку своей деятельности в конце пройденного жизненного пути. Прими, А. Ив., и от меня последний поцелуй и мирно спи. Ты окружен живыми памятниками, тобою созданными, и к твоему вечному убежищу не зарастет народная тропа.

Козловское слово, 1913

Рейтинг@Mail.ru



Хостинг от uCoz